Санкт-Петербург, Мариинский театр

Князь Игорь


опера в двух действиях с прологом

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
К 80-летию со дня рождения Евгении Целовальник
Третий спектакль 22-го абонемента

Исполнители

Дирижер –

Павел Смелков

Игорь Святославич – Евгений Никитин
Ярославна – Татьяна Павловская
Владимир Игоревич – Евгений Акимов
Князь Галицкий – Вадим Кравец
Кончак – Сергей Алексашкин
Кончаковна – Ольга Бородина


Мариинский театр посвящает исполнение оперы «Князь Игорь» юбилею выдающейся советской оперной певицы, народной артистки России Евгении Павловны Целовальник. 19 октября исполнилось 80 лет со дня ее рождения.
Евгения Целовальник (1938–1997) родилась на берегу Черного моря, в грузинском городе Поти. Она окончила музыкальное училище в Батуми, а затем Тбилисскую консерваторию у профессора Нины Бахуташвили. Ее голос был замечен сразу же, когда она, выпускница консерватории, начала работать в Ленконцерте. Вскоре певица была приглашена в Малый оперный театр, где раскрылись ее великолепный актерский диапазон, редкое интонационное мастерство, владение тембром. В МАЛЕГОТе Евгения Целовальник прошла через весь репертуар: спела Иоланту, Елизавету в «Доне Карлосе» и Леонору в «Трубадуре», Дездемону, Тоску, донну Эльвиру, Чио-Чио-сан, Мими, Татьяну, Земфиру. Она была обаятельной Бесс в джазовой музыкальной драме Гершвина, пела в только написанной «Виринее» Слонимского.
В Мариинский театр Евгения Целовальник пришла признанным мастером. Ее первой работой в труппе Кировского театра стала титульная роль в «Манон Леско» Пуччини, постановкой которой в 1980 году руководил молодой Валерий Гергиев. Красивое, сильное и объемное драматическое сопрано с безупречными верхами позволяло ей сохранять славу лучшей Леоноры, Ярославны и Аиды. На сцену Кировского театра она выходила в образах Ортруды, Марии в «Мазепе», Леоноры в «Трубадуре» и в «Силе судьбы», Иродиады, Фаты Морганы, Любавы, Наины, Марцелины, Сусанны, Шинкарки. Необыкновенным было исполнение ею партии Ярославны, в которой она часто выходила в последние годы и в родном театре, и на гастролях. В сцене набата голос Целовальник был гласом отчаяния и мужества, придавая невероятные краски и энергию этой апокалиптической картине.
Все, кому выпало общаться с Евгенией Целовальник на сцене и в жизни, вспоминают о ней с неизменной теплотой, как об очень славном человеке, чистом и добром. В программе, изданной к 25-летию ее дебюта в «Трубадуре», среди высказываний коллег и партнеров по сцене были слова и Валерия Гергиева, который всегда ценил артистку за ее талант, преданность искусству и своему театру: «Красота ее голоса может, пожалуй, сравниться единственно с красотой ее души».

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Александра Бородина
Либретто композитора по древнерусскому эпосу «Слово о полку Игореве»

Постановка Евгения Соковнина (1954)
Художники: Нина Тихонова, Николай Мельников (1954)
Половецкие пляски в постановке Михаила Фокина (1909)

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер новой версии – Иркин Габитов
Художник новой версии – Вячеслав Окунев
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева

Краткое содержание

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ПРОЛОГ
Площадь в древнерусском городе Путивле
Князь Игорь вместе с сыном Владимиром и своей боевой дружиной собирается в поход против половцев-кочевников, хищными набегами опустошающих русские земли. Народ величает Игоря, его ратников и желает им победы.
Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Народ, князья и бояре видят в этом недобрый знак, дурное предзнаменование и советуют Игорю отложить поход. Умоляет князя остаться дома и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Он уверен в правоте своего дела — он идет защищать Русь.
Князь прощается с женой, ласково утешает ее, убеждая не беспокоиться о нем и ждать с победой. Заботу о Ярославне он поручает ее брату, князю Владимиру Галицкому, которого оставляет своим наместником в Путивле.
Незаметно покидают дружину Игоря два ратника — Скула и Ерошка: они намерены перейти на службу к Галицкому.
С благословением Игорь и его дружина выступают в поход.

УВЕРТЮРА
Вечер в половецком стане
Половецкие девушки песнями и плясками пытаются развлечь дочь хана Кончака — Кончаковну. Все ее мысли поглощены пленным юношей —  княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает Кончаковна свидания с ним.
Появляется сын Игоря Владимир, страстно влюбленный в Кончаковну.
Однако князь Игорь не хочет и слышать о свадьбе Владимира. Кончак же согласен выдать дочь за русского княжича.
Не спится князю Игорю. Его гнетут тяжелые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о порабощенной родине. Игорь страстно жаждет свободы с тем, чтобы освободить Русь. С нежностью думает он о своей жене Ярославне.
Неожиданно к князю подходит Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает Игорю свою помощь в побеге из плена. Но тот отказывается, не пристало русскому князю тайно бежать.
Половецкий хан Кончак оказывает Игорю высокие почести как самому дорогому гостю. Он сулит ему освобождение из плена, если тот пообещает впредь не поднимать меча против половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака, не скрывая от него своих намерений: обретя свободу, он вновь соберет дружину и пойдет войной на половцев. Гордость и храбрость русского князя восхищают Кончака.
По велению хана пленницы и воины, чтобы развеять мрачные мысли Игоря, занимают его своими плясками, славя могущественного Кончака.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Половецкий стан
Хан Гзак, отправленный Кончаком в поход, возвращается с плененными русичами и богатой добычей. Князь Игорь, зная о бедствии, постигшем его родной Путивль, раскаивается в своем поступке и мысленно обращается к русским князьям, призывая их к единению Руси. Чтобы спасти свою родную землю Игорь задумывает побег из плена. Кончаковна поднимает тревогу. Но Игорю и бежавшему с ним Овлуру удается скрыться. В гневе половцы хотят расправиться с сыном Игоря – Владимиром, но Кончак дарует ему жизнь и решает Кончаковну выдать за Владимира замуж.

Городская стена в Путивле
Ярославна, потеряв всякую надежду на возвращение Игоря, поутру оплакивает его. Обращаясь к ветру, солнцу, Днепру, она ждет от них ответа, где Игорь, что с ним? Плачу Ярославны вторит горестная песня поселян, скорбящих о разоренной и выжженной земле.

Княжий двор Владимира Галицкого
За бранными столами, окруженный разгулявшейся челядью во главе со Скулой и Ерошкой, пирует князь Галицкий. Ему мало власти — он хотел бы сослать Ярославну в монастырь и, сместив Игоря, сесть князем в Путивле.
Во двор вбегают взволнованные девушки. Они упрашивают Галицкого освободить их подружку, уведенную дружинниками князя в терем на потеху. Но Галицкий гонит девушек прочь под пьяный хохот толпы.
Хмельной разгул достигает предела. Скула и Ерошка, подкупленные князем Галицким, вместе с расхрабрившимися бражниками поднимают народ на мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?»

Горница в тереме Ярославны. Набат
Неспокойно на душе у княгини. Тревожные сны и мрачные предчувствия не оставляют ее ни днем ни ночью. Давно нет вестей от князя. А вокруг — княжеские раздоры, смута и даже родной брат Владимир замыслил крамолу в надежде сместить Игоря и княжить на Путивле.
Неожиданный приход девушек, которых Галицкий прогнал со двора, отвлекает Ярославну от горестных дум. Девушки ищут у княгини защиты от обидчика. Ярославна обвиняет брата в предательстве и измене, но не в силах справиться с ним. Призванный княгиней к ответу, Галицкий держится с сестрой вызывающе дерзко, претендуя на власть в Путивле.
Пришедшие бояре приносят недобрые вести: рать Игоря разбита, сам князь с сыном в плену, русские князья погрязли в раздорах, а половецкие орды, между тем, идут на Русь. Обеспокоенная услышанным Ярославна сама желает обо всем подробно допросить гонцов.
Тем временем Галицкий с челядью, пользуясь моментом, поднимают мятеж. Тревожный гул набата возвещает об опасности: к Путивлю приближаются половцы. Бояре и народ полны решимости отстоять свою землю.


Мировая премьера: 23 октября (4 ноября) 1890 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Возобновление постановки 1954 года: 8 декабря 2001 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург


Продолжительность спектакля 3 часа 45 минут
Спектакль идет с одним антрактом


26 сентября 2018
18 ноября 2018
15 декабря 2018
Князь Игорь
9 января 2019
3 марта 2019
6 апреля 2019
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)