12 декабря Александр Мангутов дебютирует в партии Черта в опере Николая Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».
11 декабря Дмитрий Головнин (Герман), Владислав Куприянов (Елецкий) дебютируют в опере Петра Чайковского «Пиковая дама».
10 декабря Николай Ерохин, Ирина Чурилова и Ольга Бородина впервые исполнят роли Германа, Лизы и Графини в постановке Юрия Темирканова на мариинской сцене в Санкт-Петербурге.
9 декабря Павел Янковский дебютирует в партии Сильвио в опере Руджеро Леонкавалло «Паяцы».
Три десятка лет Евгений Иванченко служит в Мариинском театре: окончив Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой, через четыре года после прихода в труппу он стал солистом. За время творческой деятельности в его репертуар вошли более двадцати партий, главными из которых остаются романтические герои: принц Зигфрид и принц Дезире, граф Альберт и Жан де Бриен, Ромео и Вацлав. Неповторимы созданные артистом яркие испанские образы: Базиля и Эспады в «Дон Кихоте», Тореро в «Кармен-сюите». Его партнершами в разные годы были самые выдающиеся балерины современности. В 2010 году Евгению Иванченко присвоили звание заслуженного артиста России
Три десятка лет Евгений Иванченко служит в Мариинском театре: окончив Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой, через четыре года после прихода в труппу он стал солистом. За время творческой деятельности в его репертуар вошли более двадцати партий, главными из которых остаются романтические герои: принц Зигфрид и принц Дезире, граф Альберт и Жан де Бриен, Ромео и Вацлав. Неповторимы созданные артистом яркие испанские образы: Базиля и Эспады в «Дон Кихоте», Тореро в «Кармен-сюите». Его партнершами в разные годы были самые выдающиеся балерины современности. В 2010 году Евгению Иванченко присвоили звание заслуженного артиста России.
Коллектив театра от всей души поздравляет Евгения Иванченко с юбилеем и желает ему здоровья, вдохновения и неиссякаемой творческой энергии!
8 декабря в 17:00 на сцене Большого театра Беларуси солисты оперы, Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра представят грандиозную оперу Модеста Мусоргского «Хованщина» в монументальной постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Главные партии исполнит звездный состав солистов: Юлия Маточкина, Станислав Трофимов, Михаил Петренко, Сергей Скороходов, Евгений Акимов, Владислав Сулимский и Андрей Зорин. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев
8 декабря в 17:00 на сцене Большого театра Беларуси солисты оперы, Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра представят грандиозную оперу Модеста Мусоргского «Хованщина» в монументальной постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Главные партии исполнит звездный состав солистов: Юлия Маточкина, Станислав Трофимов, Михаил Петренко, Сергей Скороходов, Евгений Акимов, Владислав Сулимский и Андрей Зорин. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.
Исполнение «Хованщины» на белорусской сцене пройдет в рамках культурной программы празднования 25‑летия Договора о создании Союзного государства, а также продолжит масштабное празднование 185-летия со дня рождения Модеста Мусоргского – этот крупный юбилей в мире музыки Мариинский отмечает специальными событиями в течение всего года. Предстоящие гастроли станут первым выступлением Мариинского театра в Большом театре Беларуси.
«Хованщина» – последняя опера Модеста Мусоргского. Монументальный сюжет о стрелецком бунте, старообрядцах и приходе нового царя, несмотря на выдающуюся литературность, не имеет книжного первоисточника. Модест Мусоргский, уже зрелый композитор, самостоятельно написал либретто. Увлеченный русской историей, день за днем он проводил в библиотеке и консультировался со специалистами. Композитор работал над сочинением с 1872 по 1880 год, однако так и не успел дописать клавир.
После смерти Мусоргского оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург). Премьера в Мариинском театре состоялась 7 ноября 1911 года благодаря активному участию Федора Шаляпина. Он выступил в качестве режиссера первой постановки и исполнил в ней партию Досифея, подарив всему театральному миру эталонный образ. Художником спектакля стал Константин Коровин.
До начала 1950-х «Хованщина» исполнялась в основном в редакции Римского-Корсакова. Но затем предпочтение начали отдавать авторскому клавиру, воссозданному Павлом Ламмом (1932), и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича (1959), наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. Первым к редакции Шостаковича обратился Кировский (Мариинский) театр в 1960 году. А в 1989-м, к фестивалю Мусоргского, Валерий Гергиев раскрыл неоправданные купюры, освежив восприятие произведения.
13 июля 1952 года в Кировском (Мариинском) театре был представлен спектакль Леонида Баратова. Внимание к реалистическим деталям и размах массовых сцен сообщали его постановкам историческую достоверность. Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича. К фестивалю Мусоргского в 1989 году спектакль отредактировал режиссер Эмиль Пасынков, реставрировались и знаменитые декорации Федора Федоровского, в советское время продолжившего традиции великих театральных художников Константина Коровина и Александра Головина. Позднее сценическая версия была подновлена Юрием Александровым и Юрием Лаптевым (2000). Художник возобновления – Вячеслав Окунев, художник возобновления костюмов – Татьяна Ногинова. Так в репертуаре Мариинского театра по сей день сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» в ноябре 1911 года.
7 декабря Наталья Часовитина дебютирует в партии Росы в опере Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель».
6 декабря Савва Хастаев дебютирует в партии Князя Синодала в опере Антона Рубинштейна «Демон».
5 декабря в опере Родиона Щедрина «Мертвые души» заявлены дебюты Елены Горло (Плюшкин), Киры Логиновой (Лизанька Манилова) и Станислава Леонтьева (Селифан).