24.02.2018

Уважаемые зрители, в связи с болезнью солиста отменяется концерт «Фантазия для трубы, арфы, флейты и голоса», заявленный ранее в афишу зала Прокофьева (Мариинский-2) на 24 февраля в 19.00. Билеты подлежат возврату в кассы театра в Мариинском-1, Мариинском-2 и Концертном зале. Администрация приносит свои извинения

Уважаемые зрители, в связи с болезнью солиста отменяется концерт «Фантазия для трубы, арфы, флейты и голоса», заявленный ранее в афишу зала Прокофьева (Мариинский-2) на 24 февраля в 19.00. Билеты подлежат возврату в кассы театра в Мариинском-1, Мариинском-2 и Концертном зале. Администрация приносит свои извинения.

23.02.2018

24 февраля Мей Нагахиса впервые исполнит партию Амура, а Влада Бородулина – партию Цветочницы в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот»

24 февраля Мей Нагахиса впервые исполнит партию Амура, а Влада Бородулина – партию Цветочницы в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот»

22.02.2018

22 февраля Виктор Кайшета дебютирует в Друзьях Блудного сына в балете Джорджа Баланчина «Блудный сын»

22 февраля Виктор Кайшета дебютирует в Друзьях Блудного сына в балете Джорджа Баланчина «Блудный сын»

21.02.2018

С 22 по 25 февраля в Мюнхене в третий раз пройдет фестиваль Валерия Гергиева «360 градусов». В этом году форум посвящен Игорю Стравинскому. Фестиваль откроется 22 февраля на сцене Филармонии Гастайг

С 22 по 25 февраля в Мюнхене в третий раз пройдет фестиваль Валерия Гергиева «360 градусов». В этом году форум посвящен Игорю Стравинскому.

Фестиваль откроется 22 февраля на сцене Филармонии Гастайг. Мюнхенский филармонический оркестр под управлением Валерия Гергиева представит «Симфонии духовых» и музыку балета «Петрушка» Игоря Стравинского, а также Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Людвига ван Бетховена, солировать в котором будет Элен Гримо.

23 и 24 февраля афишу фестиваля украсят концертные программы «Свидание со Стравинским». 23 февраля вечер пройдет на новой для фестиваля площадке – в Muffathalle культурного центра Muffatwerk, расположенного в здании бывшей электростанции Мюнхена. Пианисты Зарина Шиманская, Павел Райкерус, Александр Могилевский, Лукас и Артур Юссены представят фортепианные сонаты, Рэгтайм, музыку балетов «Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка» (в переложении для фортепиано) Игоря Стравинского. В завершение вечера Камерный оркестр Мюнхенской филармонии и Страдивари-ансамбль Мариинского театра исполнят Концерт in D для струнного оркестра Игоря Стравинского и «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.

Программа 24 февраля будет особенно насыщенной. Днем (14.30 и 16.30) в Филармонии Гастайг в исполнении музыкантов Мюнхенского филармонического оркестра и Молодежного симфонического оркестра ODEON под управлением Валерия Гергиева прозвучит музыка балета «Жар-птица» Игоря Стравинского. Ведущий концерта  –немецкий актер и телеведущий Мальте Аркона.

В 19.00 Мюнхенский филармонический оркестр под управлением Валерия Гергиева вновь исполнит «Симфонии духовых» Игоря Стравинского и Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Людвига ван Бетховена (солистка – Элен Гримо). Во второй части программы, впервые на фестивале «360 градусов», будет показан балетный спектакль. Солисты балетной труппы Мариинского театра представят премьеру сезона 2017/18 – «Петрушка» Игоря Стравинского в хореографии Владимира Варнавы. В главных партиях: Владимир Шкляров (Петрушка), Давид Залеев (Смерть Петрушки), Злата Ялинич (Дива), Юрий Смекалов (Силач). Аналогичная программа будет представлена на следующий день в утреннем концерте (11.00).

В завершение дня, на сцене Muffathalle пройдет второй вечер «Свидание со Стравинским» (начало в 21.30). Прозвучат: вокальные сочинения для сопрано и фортепиано (Пастораль, Три стихотворения из японской лирики, Два стихотворения К. Бальмонта, Два стихотворения П. Верлена), «Итальянская сюита» из музыки балета «Пульчинелла» для скрипки и фортепиано, Концерт in D для струнного оркестра Игоря Стравинского, а также «Лето» из «Времен года» Антонио Вивальди и «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы. Солируют: Кристоф Барати и Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка), Александр Могилевский и Зарина Шиманская (фортепиано), Пелагея Куренная (сопрано). За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.

Концерт-закрытие фестиваля пройдет в Филармонии Гастайг 25 февраля. Камерный оркестр Мюнхенской филармонии и Страдивари-ансамбль Мариинского театра, объединенные в единый коллектив, исполнят под управлением Валерия Гергиева «Времена года» Антонио Вивальди, «Метаморфозы» Рихарда Штрауса, Концерт in D для струнного оркестра и Концерт для скрипки с оркестром Игоря Стравинского, солировать в котором будет Кристоф Барати.

По окончании фестиваля, 26 февраля, Валерий Гергиев проведет еще один концерт с Мюнхенским филармоническим оркестром на домашней площадке коллектива. Вновь прозвучат «Симфонии духовых» и музыка балета «Петрушка» Игоря Стравинского, а также Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Людвига ван Бетховена. Солистка – Элен Гримо.

Кроме того, сегодня, 21 февраля стало известно, что контракт Валерия Гергиева с Мюнхенским филармоническим оркестром был официально продлен до 2025 года. Маэстро является художественным руководителем и главным дирижером немецкого коллектива с сезона 2015/16. Ежегодный фестиваль Валерия Гергиева «360 градусов» был организован в 2015 году рамках этого сотрудничества.

21.02.2018

21 февраля Наиль Еникеев дебютирует в роли Ганса в балете Адольфа Адана «Жизель»

21 февраля Наиль Еникеев дебютирует в роли Ганса в балете Адольфа Адана «Жизель».

21.02.2018

21 февраля солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Оксана Янушкевич впервые исполнит партию Прасковьи Осиповны в опере Дмитрия Шостаковича «Нос» (постановка Юрия Александрова)

21 февраля солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Оксана Янушкевич впервые исполнит партию Прасковьи Осиповны в опере Дмитрия Шостаковича «Нос» (постановка Юрия Александрова).

21.02.2018

Координатор фестиваля, солист оркестра Мариинского театра Денис Лупачёв рассказывает о флейтистах, флейтах и флейтовом репертуаре

Координатор фестиваля, солист оркестра Мариинского театра Денис Лупачёв рассказывает о флейтистах, флейтах и флейтовом репертуаре.


– Фестиваль флейтистов – явление уникальное или рядовое?
– Ни один театр и ни один оркестр в мире не проводят подобный фестиваль. Это частная инициатива флейтистов Мариинского театра. У нас такой огромный творческий потенциал, что стоит продемонстрировать его широкой публике. Также в программе выступят приглашенные звезды, которые дадут мастер-классы. Эта синергия и есть главная особенность фестиваля.

–Флейтисты Мариинского театра выступают в абонементе «Серебряные свирели». Но на сцену вы и Николай Мохов выходите не с серебряными, а с золотыми «свирелями». Это исключение из правил или у нас скоро все будут играть на золотых флейтах?
– Сегодня исключение – серебряные и деревянные флейты. Большинство наших флейтистов уже играют на инструментах, сделанных из золота различных проб. Есть флейты из белого золота, может, поэтому они не бросаются в глаза.

–Золотая флейта – элемент престижа или она радикально лучше незолотой?
– Все дело в звуке. Чем выше проба золота, тем богаче и ярче тембр инструмента. Изготавливают флейты и из платины, но они слишком тяжелые, на них играют в больших залах, с большими оркестрами. Флейты из золота начали появляться уже в конце XIX века. Имеется запись, где выдающийся французский флейтист ХХ века Жан-Пьер Рампаль играет на золотой флейте 18 карат мастера Луи Ло, сделанной в 1869 году. Вообще, выбор инструмента зависит от предпочтений музыканта. Существуют современные деревянные флейты, которые многим нравятся.

– А вы на чем предпочитаете играть? Есть ли среди ваших флейт любимая?
– У меня четыре флейты, все – японской фирмы Sankyo. К одной, из белого золота, я подобрал головку немецкого мастера Тобиаса Манке с деревянными губками. Другая – потяжелее, из золота 24 карата. Модель ее головки я разработал совместно с мастером из Sankyo Юном Харадой. Эта флейта у меня лишь с прошлого года, и я нахожусь в процессе исследования ее возможностей. На ней предпочитаю играть с оркестром, ее объемное звучание, красивый глубокий тембр заполняет зал в любом нюансе – и в форте, и в пиано. Но ошибочно думать, что тяжелые золотые флейты нужны лишь для игры с оркестром, при правильном использовании инструмента даже известные соло из «Страстей» Баха звучат в должной стилистике. Для рядовых спектаклей у меня есть еще две флейты, попроще.

– Что принимаете во внимание, когда берете инструмент на гастроли? Влияет ли на флейту климат, транспорт? Что вообще на нее может повлиять?
– К изменениям температуры и влажности чувствительны деревянные флейты. Зная уже четверть века фирму, которая делает мои инструменты, я уверен, что эти флейты ни в какой ситуации меня не подведут. Им не страшны ни дождь, ни колебания температуры, выдерживали они и три градуса тепла, когда в 2003 году мы играли «Бориса Годунова» на Соборной площади в Кремле, и пятьдесят градусов, случившиеся в августе 2005-го в Зальцбурге, на концерте в шатре под раскаленным солнцем. На прошлом Пасхальном фестивале во время выступления 9 мая на Поклонной горе было плюс пять и дождь, но после этого испытания мой новый инструмент стал звучать даже лучше, возможно потому, что новые подушки от такого температурного режима притерлись.

– В этом году объявлено, что в следующем Конкурсе имени Чайковского будут принимать участие духовики. Какую программу вы бы предложили флейтистам?
– Достаточно послушать на YouTube, как Эммануэль Паю играет переложение для флейты арии Ленского, и становится очевидно, что этот инструмент должен быть представлен на Конкурсе Чайковского. Досадно, что Петр Ильич оставил свой флейтовый концерт в набросках, ведь он учился игре на флейте у Чезаре Чиарди, солиста оркестра Мариинского театра и первого профессора Петербургской консерватории. Так что, вероятно, ничего не остается, как переложить для флейты Скрипичный концерт. А что? Концерт Хачатуряна уже играем, Сибелиуса играем, Мендельсона играем. Конечно, такие переложения имеют ценность, когда в них привносятся новые краски, как сделал, например, Денис Буряков, который выступил с концертом Сибелиуса на прошлом фестивале. Для первого тура я бы предложил конкурсантам как произведения Баха, Телемана, так и современные сочинения. Обязательной мне кажется музыка русских композиторов, которые писали для флейты. Например, Прокофьева, Денисова, Эшпая, Наговицына. Также произведения, созданные солистами Мариинского театра: Зусманом, Чиарди, Кёллером, Цыбиным. Возможно, переложения произведений Чайковского, есть романсы, которые прекрасно ложатся для флейты. Например, московский композитор Валерий Кикта хорошо знает возможности инструмента и не только делает переложения и оркестровки, но и сочиняет оригинальные произведения для флейты.

– Вы играете в оркестре Мариинского театра с 1993 года, а также работали в Оркестре Осло. В чем специфика работы в Мариинском?
– Нужно знать весь репертуар – оперный, балетный и симфонический. Быстро ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации: часто приходится играть известные соло в симфонической музыке вообще без репетиции, а у певцов в опере могут быть совершенно разные темпы. Минимальное количество репетиций заставляет все время быть в тонусе. Сейчас, когда есть YouTube, молодым музыкантам гораздо проще подготовиться к спектаклям, чем нам двадцать лет назад.

– В театре – девятнадцать флейтистов. Насколько для вас важно, кто сегодня играет с вами в оркестре?
– С профессионалами высокого уровня никогда проблем не возникает. Если же сосед «плавает» по интонации, я автоматически подстраиваюсь. Но всегда можно добавить вибрации, когда аккорд начинает интонационно «расползаться».

– Вы учились параллельно в Парижской и Петербургской консерваториях, теперь еще и преподаете в Петербургской. В чем разница учебных программ, репертуара, практики?
– В Парижской консерватории обучение бесплатное даже для иностранцев. Но поскольку за это платят французские налогоплательщики, то за тремя пропусками занятий без уважительной причины следует предупреждение, за тремя предупреждениями – отчисление. На экзамене используются четыре оценки: «очень хорошо», «хорошо», «довольно хорошо», «никуда не годится», то есть опять-таки отчисление. У нас же можно прогуливать по-черному, плохо сыграть на экзамене и быть тем не менее переведенным на следующий курс.
В Санкт-Петербурге существует порочная традиция разделять оркестрантов в обучении на струнников и духовиков. Духовикам преподают упрощенный курс сольфеджио и гармонии. Впоследствии это негативно сказывается на качестве игры всего оркестра. К тому же при поступлении в Петербургскую консерваторию флейтисты, гобоисты, кларнетисты и фаготисты поступают не на флейту или фагот, а на кафедру деревянных духовых. При общем конкурсе могут принять пять флейт и ни одного гобоя только потому, что флейтисты набрали больше баллов по другим дисциплинам. В Московской консерватории, например, конкурс раздельный, что позволяет принимать лучших по специальности.
В Париже образование узкоспециализированное: занятия с педагогом по специальности, читка с листа оркестровых партий (lecture a vue), камерный ансамбль, оркестр, а также анализ музыкальных форм, включающий элементы гармонии, и дополнительно два предмета на выбор. Зато как часть сольфеджио преподается специальный курс «ритм». Предлагают музыкальные примеры, и их надо проговорить (можно пропеть) с названиями нот. На одном из первых занятий мне поставили песни Рихарда Штрауса, педагог сыграл вступление и предложил дальше петь вокальную партию. «По-немецки?» – ужаснулся я. «Зачем по-немецки? Просто пойте с названиями нот». Пойте. С листа, в темпе, под аккомпанемент. А в Санкт-Петербургской консерватории у некоторых студентов вызывает сложность переход с квартоли, такое проходят в пятом классе музыкальной школы.

Поскольку во Франции только два музыкальных вуза – высшие национальные консерватории в Париже и в Лионе (остальные, хоть и называются сonservatoire, по уровню соответствуют нашим училищам), то конкурс в них огромен, по восемьдесят человек на место. В мое время флейтистов было двенадцать человек у одного профессора, шесть у другого. На первом курсе занятия групповые: один играет, другие слушают, какие замечания высказывает педагог. Я до сих пор помню все произведения, что мы изучали. В нашей консерватории я пробовал внедрять такую практику, но студенты, видно, очень заняты – не собрать, опаздывают, пропускают. В Париже оркестровые сессии начинались с репетиций по группам с известными музыкантами, в конце недели давали концерт. На флейтистов выпадало две сессии в год. Но я уже работал тогда стажером в Мариинском и, когда приезжал на каникулы, играл спектакли и набирался опыта здесь.

– Как вы можете понять, кто пришел вас слушать, кто в зале?
– Я люблю играть и для профессионалов, и для публики с улицы. Даже больше радуюсь второй. Наша цель в том, чтобы классическая музыка была доступна и понятна как можно более широкому кругу людей. Можно по-разному относиться к репертуарной политике Мариинского театра, но очевидно, что за последние сезоны количество молодых слушателей выросло во много раз.

– Близок ли вам кроссовер? Играете ли с неакадемическими музыкантами?
– Люблю джаз, но звучание флейты в джазе терпеть не могу. Часто джазовые музыканты совмещают игру на флейте с игрой на саксофоне, и это плохо сказывается на звучании флейты. У меня был интересный опыт звукозаписи легкой музыки, когда записываешь только свою партию и не видишь партнера. Пришлось быстро перестраиваться, так как опыт классической звукозаписи совсем не помогает.

– Возможна ли сегодня карьера сольного флейтиста, который не играет в оркестре?
– Если нет бескорыстного спонсора – невозможна. Но оркестровая музыка – это такой мощный пласт, что обидно было бы ее не играть. Даже если бы и нашелся спонсор, я бы все равно играл в оркестре.

20.02.2018

20 февраля Станислав Трофимов дебютирует в роли Досифея в опере Модеста Мусоргского «Хованщина»

20 февраля Станислав Трофимов дебютирует в роли Досифея в опере Модеста Мусоргского «Хованщина».

19.02.2018

19 февраля, по завершении крупного европейского гастрольного тура с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Валерий Гергиев встанет за пульт Филармонического Оркестра Ла Скала

19 февраля, по завершении крупного европейского гастрольного тура с Симфоническим оркестром Мариинского театра, Валерий Гергиев встанет за пульт Филармонического Оркестра Ла Скала. На сцене легендарного миланского театра прозвучат Симфония № 6 Петра Чайковского («Патетическая») и Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Иоганнеса Брамса. Солист – прославленный бразильский пианист Нельсон Фрейре, для которого это станет первым в карьере совместным выступлением с итальянским коллективом.

Валерия Гергиева связывает с Филармоническим Оркестром Ла Скала длительная совместная работа. С 1990 года он является почетным членом и приглашенным дирижером оркестра. В свой предыдущий визит, в феврале 2017 года, Валерий Гергиев представил с коллективом программу из сочинений русских композиторов: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского (в оркестровке Мориса Равеля) и Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Петра Чайковского, солировал в котором юный пианист, лауреат международных конкурсов Александр Малофеев.

17.02.2018

С 8 по 12 марта в Мариинском театре во второй раз пройдет фестиваль «Виртуозы флейты». В Концертном зале Мариинского театра и камерных залах Мариинского-2 будет звучать флейтовая музыка разных эпох и стилей – от барокко до современных произведений

С 8 по 12 марта в Мариинском театре во второй раз пройдет фестиваль «Виртуозы флейты». В Концертном зале Мариинского театра и камерных залах Мариинского-2 будет звучать флейтовая музыка разных эпох и стилей – от барокко до современных произведений. В фестивале участвуют артисты Симфонического оркестра Мариинского театра, Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и московских оркестров. Среди гостей фестиваля – солисты оркестра Берлинской филармонии Эммануэль Паю и Егор Егоркин, которые выступят в концертных программах и проведут мастер-классы для учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений, студентов и аспирантов музыкальных вузов России (9 марта в 12.00, 11 марта в 17.00 и 12 марта в 11.00, Зал Прокофьева).

Фестиваль «Виртуозы флейты» откроется 8 марта в Концертном зале Мариинского театра (20.00) при участии флейтистов Ольги Виланд, Софии Виланд, Егора Егоркина, Сергея Журавеля, Ксении Куэльяр, Дениса Лупачёва, Александра Маринеску, Николая Мохова, Николая Попова, Максима Рубцова, Ирины Стачинской, Дмитрия Терентьева, Олеси Тертычной, Дианы Черезовой, Аглаи Шупляковой, скрипачей Христиана Артамонова, Кристины Миносян, Светланы Петровой, Андрея Покатова, альтистов Динары Муратовой и Евгения Барсова, пианистов Эдуарда Кипрского и Максима Панкова, а также Виктора Кустова (виолончель), Елены Серовой (клавесин), Дениса Кашина (контрабас), Владимира Маслова (ударные). За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Иван Столбов. В программе – сочинения Антонио Вивальди, Владимира Цыбина, Марины Манафовой, Жанны Металлиди, Пабло де Сарасате, Альберто Хинастеры, Клода Боллинга.

10 марта монографическую программу «Моцарт» представят София Виланд и Александр Маринеску в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Кристиана Кнаппа (Концертный зал, 20:00). 11 марта (12.00) в Концертном зале выступит ансамбль флейтистов Мариинского театра. В их исполнении прозвучат произведения Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Антонио Вивальди, Арканджело Корелли, Исаака Альбениса, Гари Шокера, Леонарда Бернстайна.

Камерные программы фестиваля будут представлены в Зале Прокофьева (Мариинский-2). Концерт 9 марта (19.00) посвящен музыке Иоганна Себастьяна Баха и его сыновей, 10 марта (16.00) – сочинениям Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Допплера, Иоахима Андерсена, Гари Шокера, Астора Пьяццоллы для дуэта флейт.

Гала-закрытие фестиваля «Виртуозы флейты» пройдет 12 марта при участии флейтистов Эммануэля Паю, Егора Егоркина, Николая Мохова, Дениса Лупачёва, Марии Федотовой, Софии Виланд, а также Елены Серовой (клавесин). За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Иван Столбов (Концертный зал Мариинского театра, 19.00).

© 1998 – 2018
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход