Новости

17 марта в Большом зале Дома актера состоялось торжественное награждение первого солиста Мариинского театра и хореографа Александра Сергеева за создание новой постановки балета «Коппелия». Награду ежегодно получают театральные деятели Петербурга за премьерные спектакли – решение о награждении принимает независимое зрительское жюри

17 марта в Большом зале Дома актера состоялось торжественное награждение первого солиста Мариинского театра и хореографа Александра Сергеева за создание новой постановки балета «Коппелия». Награду ежегодно получают театральные деятели Петербурга за премьерные спектакли – решение о награждении принимает независимое зрительское жюри.

«Коппелия» Лео Делиба в хореографии Александра Сергеева была впервые представлена в июле 2024 года и стала одной из самых ярких премьер сезона в Мариинском театре. Созданная как балет для семейного просмотра, новая «Коппелия» действительно покорила зрителей всех возрастов: увлекательным сюжетом, красочным оформлением и обаятельными героями. Это настоящий балет-праздник, где танцуют люди, куклы, котята и даже плюшевый медведь. Разных персонажей хореограф наделил собственным пластическим языком, предложив артистам головоломки из виртуозных вариаций.

Увидеть отмеченный Обществом зрителей спектакль можно уже 28 и 29 марта (в 13:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра. Главные партии исполнят: 28 марта – Константин Зверев, Надежда Батоева, Кимин Ким и Мей Нагахиса, 29 марта в 13:00 – Максим Зюзин, Александра Хитеева, Никита Корнеев и Влада Бородулина, в 19:00 – Эван Капитен, Рената Шакирова, Филипп Стёпин и Мария Ширинкина.

Напомним, что в багаже Александра Сергеева это уже третий приз от Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал». В 2018 году артист был награжден за исполнение заглавной партии в балете «Петрушка» Стравинского (постановка Владимира Варнавы), а в 2023-м призом за «невероятно гармоничное соединение танца с поэзией Александра Блока» была отмечена его постановка балета «Двенадцать» Тищенко.

>>>

22 и 23 марта (в 13:00 и 19:00) на исторической сцене Мариинского театра будет трижды представлен балет «Шурале» Фарида Яруллина. Показы приурочены к двум юбилейным датам: весной этого года отмечаются 80-летие премьеры балета и 75-летие постановки в Мариинском театре. За дирижерским пультом всех показов – Арсений Шупляков

22 и 23 марта (в 13:00 и 19:00) на исторической сцене Мариинского театра будет трижды представлен балет «Шурале» Фарида Яруллина. Показы приурочены к двум юбилейным датам: весной этого года отмечаются 80-летие премьеры балета и 75-летие постановки в Мариинском театре. За дирижерским пультом всех показов – Арсений Шупляков.

С середины 1930-х в СССР стали уделять большое внимание искусству народов республик, в столице регулярно проводились крупные фестивали. Одна из таких декад в Москве была посвящена культуре Татарской Республики – особо планировалось отметить музыку и танец. К этому значимому событию готовили премьеру первого национального балета «Шурале», сюжет которого основан на татарских сказках и легендах.

Музыку сочинил выпускник Татарской оперной студии и студент Московской консерватории композитор Фарид Яруллин: партитуру произведения по мотивам сказок, любимых с детства, он наполнил мелодиями народных песен и наигрышей. В качестве хореографа пригласили ленинградца Леонида Якобсона. Однако премьере было не суждено состояться вовремя: декада татарского искусства в Москве оказалась намечена на 1941 год.

Премьера балета «Шурале» прошла 80 лет назад, в марте 1945 года, на сцене Татарского государственного оперного театра в Казани. Композитор не увидел сценического воплощения своего творения – в 1943-м Фарид Яруллин погиб на фронте. Хореографами-постановщиками первого спектакля выступили главный балетмейстер казанского театра Гай Тагиров и москвич Леонид Жуков.

А Леонид Якобсон возобновил работу над сочинением в Ленинграде, в родном Кировском (Мариинском) театре. Премьера постановки состоялась в мае 1950 года (правда, под другим названием). Согласно принятой в Советском Союзе традиции выдвигать положительного героя на первый план, балет стал называться «Али-Батыр». Исходное название спектаклю было возвращено спустя несколько лет.

Создавая «Шурале», Леонид Якобсон опирался на традиции больших балетов XIX века, однако нашел собственный подход к хореографическому воплощению сюжетов татарских сказок. Герои Якобсона различаются пластикой: фантастические девушки-птицы «говорят» на языке классического танца, веселые народные сцены в татарской деревне решены в основном характерным танцем, а обитатели лесного царства – леший Шурале, джинны, огненные ведьмы и шайтаны – сменяют друг друга в буйстве гротескных движений.

Поначалу труппа Кировского театра настороженно и даже неодобрительно отнеслась к новой хореографии. Новаторство Якобсона выходило за рамки того, что многие из классически подготовленных танцовщиков считали балетом. Кроме физического вызова, артистов ждал и эмоциональный: «Шурале» требовал огромной драматической отдачи от исполнителей. Однако спустя некоторое время артистов захватила новая пластика, премьеру танцевали и играли с удовольствием. В новом балете был занят весь цвет коллектива: Наталия Дудинская, Алла Шелест, Инна Зубковская, Ольга Моисеева; Аскольд Макаров, Константин Сергеев, Борис Брегвадзе; Игорь Бельский, Роберт Гербек, Юрий Григорович.

Хореограф Якобсон, дирижер Фельдт и три состава солистов за работу над спектаклем в 1951 году были награждены Сталинской премией. Постановка имела настолько большой успех, что через пять лет Якобсон поставил «Шурале» для балетной труппы Большого театра. Но главное: с первого показа темпераментный и красочный спектакль искренне полюбили зрители.

Не утихает интерес к нему и сегодня: в 2009 году в Мариинском театре прошла премьера капитального возобновления «Шурале» (1950). По сей день каждый блок показов этого балета становится ожидаемым событием культурной жизни, зрителей неизменно трогает история о лесном владыке Шурале, заколдованных девушках-птицах и храбром воине Али-Батыре. Этот зрелищный спектакль с разнообразными танцами и увлекательным сюжетом часто называют татарским «Лебединым озером».

22 марта главные партии исполнят Надежда Батоева, Кимин Ким и Александр Сергеев, 23 марта в 13:00 – Мей Нагахиса, Алексей Тимофеев и Раманбек Бейшеналиев, в 19:00 – Мария Ширинкина, Никита Корнеев и Роман Малышев.

>>>

17 марта Андрей Зорин дебютирует в роли Зиновия Борисовича в опере Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

15 марта Александра Хитеева (Раймонда), Евгений Дерябин (Абдерахман), Камилла Мацци (Клеманс), Алиса Баринова (Генриетта) дебютируют в дневном представлении балета «Раймонда». В вечернем спектакле впервые станцует Мария Чернявская (Генриетта).
16 марта дебютирует Евгений Коновалов (Жан де Бриен).

16 марта в 19:30 в камерном зале Стравинского представят барочную оперу Джованни Ристори «Ариадна» – сочинение впервые прозвучит в Мариинском театре. Главные партии исполнят Екатерина Савинкова, Иван Бородулин, Антонина Весенина, Марина Техтелёва, Ирина Васильева, Максим Даминов. Партия клавесина – Лариса Габитова. За пультом Камерного оркестра Мариинского театра – Лариса Габитова

16 марта в 19:30 в камерном зале Стравинского представят барочную оперу Джованни Ристори «Ариадна» – сочинение впервые прозвучит в Мариинском театре. Главные партии исполнят Екатерина Савинкова, Иван Бородулин, Антонина Весенина, Марина Техтелёва, Ирина Васильева, Максим Даминов. Партия клавесина – Лариса Габитова. За пультом Камерного оркестра Мариинского театра – Лариса Габитова.

Опера «Ариадна» Ристори, написанная на знаменитый мифологический сюжет, по праву считается жемчужиной барокко. Ее мелодическое богатство, сочетающее в себе изящную легкость и торжественную пышность, позволяет певцам и инструменталистам проявить всю свою виртуозность, а публике – получить удовольствие от встречи с незабываемым образцом барочной музыки.

Тем не менее сегодня имя Джованни Альберто Ристори и его произведения практически неизвестны широкой публике. Не последнюю роль в этом сыграли пожары. Так, значительная часть нотных рукописей сгорела во время Второй мировой войны. Впрочем, оперы «Каландро» и «Ариадна» уцелели.

Впервые «Ариадна» прозвучала в 1736 году в Дрездене – представление состоялось при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Августа II. После пожара, случившегося в библиотеке курфюрстов в 1760-м, опера считалась утраченной, и только в XXI веке в России она получила новую жизнь. В 2012 году сочинение было поставлено в Волгограде усилиями дирижера Ларисы Габитовой и режиссера Ирины Васильевой. Предстоящее исполнение – первое в истории Мариинского театра.

>>>

14 марта Эван Капитен (Жан де Бриен) и Дарья Куликова (Клеманс) дебютируют в балете «Раймонда».

13 марта не стало нашей выдающейся современницы Софии Асгатовны Губайдулиной. Она была самобытным композитором, тонко чувствующим художником, уникальной личностью, внесшей огромный вклад в музыкальное искусств

13 марта не стало нашей выдающейся современницы Софии Асгатовны Губайдулиной.
Она была самобытным композитором, тонко чувствующим художником, уникальной личностью, внесшей огромный вклад в музыкальное искусство.

С одинаковой точностью она находила путь к сердцу самой разной аудитории, что еще раз подчеркивает величину ее фигуры и композиторский дар. В 2018 году в Концертном зале Мариинского театра состоялась российская премьера знаковой оратории Софии Асгатовны «О любви и ненависти» – одного из последних ее сочинений, которое полно трагизма и философской глубины. Ее уход стал невосполнимой утратой не только для академического сообщества, но и – шире – для многих и многих поклонников, знакомых с ее музыкой из кинофильмов. София Асгатовна оставила огромное и очень ценное творческое наследие, которое, несомненно, будет звучать и после нас, неизменно находя отклик в сердцах следующих поколений.

Валерий Гергиев
и коллектив Мариинского театра

>>>

13 марта Елена Горло впервые исполнит партию Прециозиллы в опере Джузеппе Верди «Сила судьбы».

С приходом весны афиша Мариинского театра, словно цветами, оказалась усеяна роскошными музыкальными событиями. Балетная премьера и оперные гастроли, музыкальные посвящения и россыпь репертуарных редкостей, яркие симфонические и камерные программы – апрель в Мариинском обещает быть по-настоящему ярким

С приходом весны афиша Мариинского театра, словно цветами, оказалась усеяна роскошными музыкальными событиями. Балетная премьера и оперные гастроли, музыкальные посвящения и россыпь репертуарных редкостей, яркие симфонические и камерные программы – апрель в Мариинском обещает быть по-настоящему ярким.

Первая балетная премьера сезона
9 и 10 апреля на новой сцене Мариинского театра зрителей ждут «Танцсцены» – премьера балета на музыку Стравинского. Свое хореографическое прочтение знаменитой «Симфонии in C» представит заслуженный деятель искусств России Вячеслав Самодуров.

Гастроли оперы Большого театра России
25, 26 (в 12:00 и 19:00) и 27 апреля (в 13:00 и 19:00) в Мариинском-2 Большой театр России представит одну из недавних оперных премьер – «Риголетто» Верди в постановке Джанкарло дель Монако, покорившего петербуржцев своей «Аидой».

«Виртуозы флейты» & «Северная лира»
С 2 по 13 апреля в Мариинском театре пройдет IX Международный фестиваль флейтовой и арфовой музыки «Виртуозы флейты» & «Северная лира». Насыщенная и разнообразная программа ждет публику: премьеры, написанные специально для фестиваля, шедевры мирового репертуара, а также произведения, которые будут впервые исполняться в России. Лучшие музыканты нашей страны, а также участники из Китая, Венгрии, Франции, Беларуси и Испании, продемонстрируют свое мастерство.

Чайковский – 185
7 мая музыкальный мир будет отмечать крупную дату – 185 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Мариинский театр, следуя давней традиции, чествует великих юбиляров в течение всего года. Композитор оставил огромное музыкальное наследие: оперы, балеты, вокальные и инструментальные сочинения, которые каждый месяц становятся бриллиантами афиши Мариинского. В предстоящем месяце зрителей ждет калейдоскоп названий: оперы «Евгений Онегин» (8 апреля), «Орлеанская дева» (17 апреля), «Пиковая дама» (18 и 19 апреля), «Иоланта» (20 апреля), «Мазепа» (22 апреля), балет «Лебединое озеро» (13, 15, 16, 17 апреля) – 5 и 13 апреля в 12:00 спектакль представит труппа Театра балета им. Л. Якобсона, а также вечер вокальной музыки с романсами Чайковского в исполнении меццо-сопрано Зинаиды Царенко и пианиста Юрия Кокко (12 апреля).

Репертуарные редкости
Каждый месяц Мариинский театр радует публику не только самыми знаменитыми и любимыми сочинениями, но и разнообразными редкостями. Например, «Парсифаль» Рихарда Вагнера в России можно увидеть и услышать только в Мариинском (12 апреля). А ныне редко исполняемый шедевр бельканто – «Пуритане» Беллини – с прошлого года украшает афишу театра. Среди репертуарных редкостей нельзя пропустить также оперетту Шостаковича «Москва, Черёмушки» (1 апреля), оперы «Троянцы» Берлиоза (5 апреля), «Женщина без тени» (11 апреля) и «Электра» (15 апреля) Рихарда Штрауса, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (13 апреля), балеты – «Анна Каренина» (2 и 3 апреля) и «Конек-горбунок» (19 апреля в 13:00 и 19:00) Щедрина, «Пахита» Дельдевеза (25, 26 и 27 апреля в 13:00 и 19:00). А 29 апреля на исторической сцене будет представлен мистический диптих Бартока – балет «Чудесный мандарин» и опера «Замок герцога Синяя Борода».

Апрельский подарок зрителям: «Борис Годунов» Мусоргского в постановке Андрея Тарковского вновь в афише! В последний раз спектакль был показан в 2022 году. Увидеть вновь его можно уже 3 и 4 апреля.

Концертные программы
6 апреля в 19:00 в Концертном зале пройдет вокальный вечер несравненной Екатерины Семенчук, партия фортепиано – Семен Скигин. Днем, в 15:00, в этом зале состоится симфонический концерт под управлением маэстро Валерия Гергиева. Также за пульт Симфонического оркестра Мариинского театра в апреле встанут Юстус Франтц (8 и 14 апреля), Кристиан Кнапп (18 апреля) и Антон Гаккель (30 апреля). Обратить внимание стоит и на концерт Духового оркестра Мариинского театра под управлением Арсения Шуплякова (23 апреля) и выступление молодых солистов оперы Большого театра (19 апреля).

В числе приглашенных коллективов в апреле – Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы (27 апреля) и оркестр «Северная Симфония» (16 и 27 апреля).

>>>

18 и 20 марта в Мариинском театре прозвучит комическая опера Верди «Фальстаф». В титульной партии – мировая звезда Амброджо Маэстри, чей дебют на мариинской сцене в ноябре прошлого года стал поистине громким событием в театральном мире

18 и 20 марта в Мариинском театре прозвучит комическая опера Верди «Фальстаф». В титульной партии – мировая звезда Амброджо Маэстри, чей дебют на мариинской сцене в ноябре прошлого года стал поистине громким событием в театральном мире. Знаменитый итальянский баритон вновь в Петербурге – в своей коронной партии!

Великий Джузеппе Верди подарил миру лучшие образцы музыкальной драмы: «Травиата», «Риголетто», «Отелло», «Аида»… Однако на протяжении большей части своей творческой жизни он мечтал обратиться к «легкому» жанру. Так его последним творением, написанным не по заказу того или иного театра, а по собственному искреннему желанию, стала комическая опера «Фальстаф» на шекспировский сюжет.

Сочинение поражает разнообразием: в нем можно найти отголоски итальянской оперы-буффа, французской комической оперы и немецкой волшебной сказки, с которыми соседствуют элементы любовного мадригала, старинной церковной и «серьезной» инструментальной музыки.

«Фальстаф – негодяй, совершающий всевозможные дурные поступки… но внешний вид их забавен» – так изложил композитор суть сюжета своей последней оперы. Мастер музыкальной драмы остался верным себе, создав не шутовской, а трагикомический образ старого обманщика: в одних сценах над его проделками хочется посмеяться, в других – посочувствовать ему.

18 и 20 марта эту сложную, многомерную – как драматически, так и музыкально – роль воплотит выдающийся итальянский баритон Амброджо Маэстри. Солист исполнял эту партию на самых известных мировых сценах и признан одним из лучших Фальстафов современности.

Именно с роли Фальстафа началась головокружительная международная карьера Амброджо Маэстри. В этой партии баритон дебютировал в 2001 году на сцене миланского театра Ла Скала и Театра им. Дж. Верди в Буссето. Впоследствии Амброджо Маэстри выступал на самых известных и престижных оперных сценах мира: в Метрополитен-опере, Парижской национальной опере, Венской государственной опере, лондонском Королевском театре Ковент-Гарден и др. В репертуаре Амброджо Маэстри – почти все знаковые вердиевские партии, написанные для баритона, но ключевой в его карьере остается именно роль Фальстафа из последней оперы великого итальянского композитора.

>>>
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход