Новости

25.11.2021

В зрительском фойе на третьем этаже Концертного зала Мариинского театра открыта выставка фотографий Юлии Ларионовой.
В экспозиции собраны работы, запечатлевшие театральное закулисье, а также съемки двух фильмов-балетов – «Фуэте» и «Старое танго» – с выдающимися танцовщиками Владимиром Васильевым, Екатериной Максимовой, Дмитрием Брянцевым, актером Валентином Гафтом, дирижером Евгением Колобовым

В зрительском фойе на третьем этаже Концертного зала Мариинского театра открыта выставка фотографий Юлии Ларионовой.

В экспозиции собраны работы, запечатлевшие театральное закулисье, а также съемки двух фильмов-балетов – «Фуэте» и «Старое танго» – с выдающимися танцовщиками Владимиром Васильевым, Екатериной Максимовой, Дмитрием Брянцевым, актером Валентином Гафтом, дирижером Евгением Колобовым.

Юлия Ларионова стала театральным фотографом неслучайно. С азами балетного искусства она познакомилась в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой, но по воле судьбы так и не став артисткой, нашла другую нить, связавшую её со сценой.

Фотолетопись Кировского – Мариинского оказалась для Ларионовой делом жизни, которому она отдала 35 лет. Её работы были отмечены наградами многих выставок и конкурсов, вошли в отечественные и зарубежные издания о театральном искусстве.

Произведения Ларионовой часто попадали и на афиши. Так, фотография из балета «Па-де-катр» стала визитной карточкой гастролей Кировского театра во Франции: плакаты с этим снимком украсили улицы Парижа в 1982 году.

В 1988-м ей присудили значимую в профессиональной среде бронзовую медаль ВДНХ. В 1990-х годах Ларионова входила в состав знаменитого в свое время фотоклуба «Зеркало», который объединял талантливых авторов, работавших в разных жанрах.

Театральный мир Ленинграда оживает сегодня в фотографиях мастера – увидеть избранные кадры смогут гости всех ближайших событий в Концертном зале.

25.11.2021

25 ноября в балете «Байка» Андрей Лагуненко дебютирует в роли Лисы

25 ноября в балете «Байка» Андрей Лагуненко дебютирует в роли Лисы.

24.11.2021

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Светланы Ефремовой (1946–2020), заслуженной артистки РСФСР, легкокрылой сильфиды ленинградского балета. Больше четверти века она танцевала на сцене Кировского театра, затем стала педагогом и много лет работала репетитором в Михайловском театре.
Мариинский посвящает юбилею артистки представление балета «Сильфида» и выставку в Белом фойе исторической сцены. К этой же дате выпущена книга воспоминаний и очерков под названием «Светлана Ефремова. Мне чувство творчества дано…»

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Светланы Ефремовой (1946–2020), заслуженной артистки РСФСР, легкокрылой сильфиды ленинградского балета. Больше четверти века она танцевала на сцене Кировского театра, затем стала педагогом и много лет работала репетитором в Михайловском театре.

Мариинский посвящает юбилею артистки представление балета «Сильфида» и выставку в Белом фойе исторической сцены. К этой же дате выпущена книга воспоминаний и очерков под названием «Светлана Ефремова. Мне чувство творчества дано…». Вместе с многочисленными сценическими снимками и фото из личных архивов под обложкой собраны воспоминания друзей и близких, коллег и учеников Светланы Викторовны. О замечательной артистке рассказывают, в том числе, Ольга Моисеева, Алла Осипенко, Людмила Семеняка, Реджепмырат Абдыев, Эльдар Алиев, Михаил Барышников, Сергей Викулов, Евгений Нефф, Фарух Рузиматов. Публикуем несколько отрывков из этой книги.

Олег Виноградов
Во все времена в театрах были танцовщицы особенно любимого публикой амплуа инженю. Это очаровательные, миниатюрные, эфемерные создания, которыми хочется постоянно любоваться, как статуэтками Франсуа Буше, нежные сильфиды, к которым нельзя прикасаться грубыми человеческими руками. Когда я переносил на нашу сцену «Сильфиду» Бурнонвиля, у меня был приготовлен бесспорно выигрышный козырь – Светлана Ефремова. Она, как никто, была абсолютно неземной и сложнейшую технику роли преподносила как рождающуюся прямо на глазах у зрителя импровизацию. У других замечательных балерин мы видели чистоту выполнения движений, сочиненных хореографом, великолепную координацию, ювелирную технику. Ничего этого мы не замечали у Светланы, а видели лишь нежную, трогательную, парящую Сильфиду, для которой любое прикосновение земного существа смертельно.

Ольга Розанова
Сама природа предписала балерине-эльфу быть воздушной героиней романтической «Сильфиды», крылатой мечтой поэта в «Шопениане», неземной виллисой в «Жизели». Но и вполне земные героини ей удавались ничуть не меньше. Достаточно назвать ее озорную, азартную Китри. Искрометный дуэт Ефремовой с обаятельным виртуозом Михаилом Барышниковым доводил зрителей до экстаза. А как хороша была ее пикантная Чертовка в «Сотворении мира», с каким непринужденным искусством и тонким расчетом соблазняла она доверчивого Адама – Барышникова! Ефремова станцевала множество самых различных партий, мгновенно перевоплощаясь из романтической феи в существо из плоти и крови. Стилистика танца менялась, но неизменной оставалась его совершенная форма.

Сохранившиеся киносъемки и видеозаписи Ефремовой могут служить учебным пособием по культуре академического танца, образцом русской танцевальной школы. Точные позиции и позировки, подвижный корпус, живые руки с кистями, завершающими движение, – и всё это без видимых усилий в любом темпе танца.

Сергей Викулов
Светлана Ефремова принадлежит к славной плеяде балерин Мариинского театра последней трети двадцатого века. Я сознательно делаю акцент на слове «Мариинский», так как, с моей точки зрения, весь облик Светланы и ее исполнительский характер необычайно созвучны именно с петербургской традицией.

Будучи созданной для таких ролей, как Аврора, Жизель, Сильфида, Ширин, Светлана вдруг ярко проявила себя в партии Китри в «Дон Кихоте», где она буквально сверкала своими точеными ножками, а ее природная хрупкость только подчеркивала энергичность исполнения. Сильфида Ефремовой очаровывала неожиданными появлениями и исчезновениями, создавая иллюзию полета, образ романтической грезы.

Игорь Ступников
В мажорном танце Авроры – Ефремовой – прославление молодости и красоты. Она знает, эта лукавая девочка, что ею любуются все: отец и мать, придворные и женихи, музыканты и фрейлины. Это ее первый бал.

Заканчивается адажио, эта торжественная церемония представления кавалеров, и Аврора, словно обретя внутреннюю свободу, танцует сольную вариацию. Каждое движение, каждая хореографическая фраза Ефремовой – оттенок чувства, настроения: резвый бег на пальцах – забава, игра; двойные туры – словно всплески смеха; мягкие, как будто потягивающиеся позы – кокетство, самолюбование; бравурные остановки – юное высокомерие, гордая избалованность.

23.11.2021

В кассах и на сайте Мариинского театра открыта продажа билетов на первую часть спектаклей и концертов декабря

В кассах и на сайте Мариинского театра открыта продажа билетов на первую часть спектаклей и концертов декабря.

В следующем месяце гости театра в числе опер увидят «Евгения Онегина» в постановке Юрия Темирканова, «Кармен», «Богему», «Ночь перед Рождеством». На новой сцене пройдут серии показов элегантной «Травиаты» и новинки прошлого сезона — праздничной оперетты «Летучая мышь».

Юных гостей театра тоже ждёт немало спектаклей и концертных программ. Среди них показ «Истории Кая и Герды», приуроченный к 80-летию композитора Сергея Баневича, представления с русскими, восточными, итальянскими сказами, интерактивные занятия с Ольгой Пикколо.

Первые предновогодние «Щелкунчики» будут представлены учащимися Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. Не пропустите немеркнущие «Спящую красавицу», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетту», «Шурале».

Среди событий оперно-концертной афиши — вечера памяти великолепной скрипачки и педагога, народной артистки СССР Антонины Казариной, 40 лет служившей в оркестре Кировского — Мариинского театра.

Ольга Бородина, Юрий Марусин, Геннадий Беззубенков выступят в Концертном зале с оркестром театра под управлением Кристиана Кнаппа. Кантата «Бог хранит всё», написанная современным американским дирижёром и композитором Феликсом Кругликовым на стихи Анны Ахматовой, прозвучит с сольными партиями в исполнении Екатерины Семенчук и Анны Кикнадзе, за дирижёрским пультом — маэстро Кнапп.

За предновогодним настроением слушатели отправятся на «Венский бал со Страдивари-ансамблем». Вместе с солистами оркестра Кристиан Кнапп готовит вечер Viola con amore: в программе Шестой Бранденбургский концерт Баха и «Гарольд в Италии» Берлиоза, редко исполняемые партитуры Бриджа и Боуэна.

21.11.2021

21 ноября Иван Гынгазов дебютирует в партии Водемона в вечернем представлении оперы Петра Чайковского «Иоланта»

21 ноября приглашенный солист Мариинского театра Иван Гынгазов дебютирует в партии Водемона в вечернем представлении оперы Петра Чайковского «Иоланта».

20.11.2021

21 ноября Александра Хитеева дебютирует в партии Елены в дневном представлении балета «Сон в летнюю ночь»

21 ноября Александра Хитеева дебютирует в партии Елены в дневном представлении балета «Сон в летнюю ночь».

17.11.2021

17 ноября приглашенный солист Мариинского театра Нажмиддин Мавлянов дебютирует в партии Дика Джонсона в опере Джакомо Пуччини «Девушка с Запада»

17 ноября приглашенный солист Мариинского театра Нажмиддин Мавлянов дебютирует в партии Дика Джонсона в опере Джакомо Пуччини «Девушка с Запада».

16.11.2021

Уже сегодня начинается очередной гастрольный тур оркестра Мариинского театра

Уже сегодня начинается очередной гастрольный тур оркестра Мариинского театра. Валерий Гергиев вместе со своим коллективом и пианистом Александром Торадзе ближайшие три дня — 16, 17 и 18 ноября — дают концерты в Томске, Кемерове и Якутске. В программе выступлений — музыка XX века: «Прометей» Александра Скрябина (в исполнении занят также камерный состав хора театра), Первая и Восьмая симфонии Дмитрия Шостаковича, «Чудесный мандарин» Беллы Бартока.

Следующим пунктом гастролей станет Владивосток, где совместно с петербургскими коллегами Приморский филиал театра выпускает премьеру оперы «Хованщина» Мусоргского. Это перенос из Петербурга знаменитой постановки Кировского театра 1952 года — спектакля режиссера Леонида Баратова в декорациях Федора Федоровского. В главных партиях заняты ведущие солисты Мариинского: Юлия Маточкина и Екатерина Сергеева (Марфа), Владимир Ванеев (Досифей), Михаил Петренко (Иван Хованский), Евгений Акимов (Андрей Хованский), Владислав Сулимский (Шакловитый), Олег Видеман (Голицын) и Андрей Зорин (Подьячий). Оба премьерных представления оперы 19 и 20 ноября пройдут под управлением Валерия Гергиева.

Накануне, 18 ноября, солисты оперной труппы выйдут на сцену в гала-концерте; Симфоническим оркестром Приморской сцены дирижирует Павел Смелков. В Малом зале 20 ноября с камерной программой выступят солисты оркестра Мариинского театра; специальный гость — Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка).

Завершаются гастрольные выступления петербургских музыкантов концертами в Сеуле. В столицу Южной Кореи Валерий Гергиев отправится с составом Страдивари-ансамбля — камерного струнного оркестра театра. Выступления пройдут 24 ноября в крупнейшем азиатском концертном зале Lotte. Там прозвучат Первая симфония Прокофьева, Серенада для струнного оркестра Чайковского, «Волшебное озеро» Лядова, сочинения Дебюсси, Равеля и Мендельсона. Гастроли состоятся в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны».

16.11.2021

18 ноября Кимин Ким дебютирует в партии Андреса в балете «Пахита»

18 ноября Кимин Ким дебютирует в партии Андреса в балете «Пахита».

Каждая новая подготовленная партия — событие не только для артиста, но и для зрителей, почитателей его таланта. Для поклонников таланта Кимина Кима, спешащих на каждое выступление премьера-виртуоза за вдохновением от его легчайших полетов в танце, головокружительных трюков и органики существования в любой роли, этот дебют ожидаемый. Главная мужская партия в «Пахите» позволяет танцовщику блеснуть разными гранями дарования. Постановщик спектакля Юрий Смекалов позаботился о гармоничном сочетании в ней стихии игры и виртуозного танца: есть игровые сцены, есть юмор, можно проявить себя в дуэтном танце и, конечно же, в сольных выходах, насыщенных технически непростыми элементами. В заботливо восстановленных Юрием Бурлакой гран-па и классическом па-де-труа второго акта Андресу отводятся разноплановые виртуозные вариации, сохранившиеся со времен Мариуса Петипа, и танцовщик в них сможет блеснуть не только техникой, но и академическим стилем танца, великолепно освоенным Кимином в Петербурге. В репертуаре Кимина уже есть практически все балеты классического наследия, восстановленные фрагменты «Пахиты» дополнят коллекцию его академического репертуара.

В спектакле запланированы и другие дебюты: Александра Хитеева впервые станцует партию Кристины, Евгений Коновалов — Клементе, а Марко Юусела выйдет в четверке офицеров.

13.11.2021

Мариинский отдает дань памяти большому другу театра, пианисту Нельсону Фрейре, который ушел из жизни 1 ноября. Валерий Гергиев, Александр Торадзе, Александр Канторов и Мао Фудзита вспоминают выдающегося бразильского пианиста в серии фортепианных концертов 14 и 15 ноября

Мариинский отдает дань памяти большому другу театра, пианисту Нельсону Фрейре, который ушел из жизни 1 ноября. Валерий Гергиев, Александр Торадзе, Александр Канторов и Мао Фудзита вспоминают выдающегося бразильского пианиста в серии фортепианных концертов 14 и 15 ноября.

Концертом-посвящением Фрейре стало спонтанное выступление Дениса Мацуева в Зале Рахманинова после основного концерта в минувший четверг. 14 ноября, там же играют Мао Фудзита (начало в 14:00, в программе — сочинения Моцарта) и Александр Канторов (в 19:30). Оба — лауреаты Международного конкурса им. Чайковского 2019 года, когда членом жюри был Нельсон Фрейре. В память о пианисте также пройдут два концерта с участием Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В воскресенье 14 ноября в 17:00 звучат Первый фортепианный концерт Чайковского с Мао Фудзитой в сольной партии и Восьмая симфония Шостаковича. Приглашенные солисты Александр Торадзе и Александр Канторов участвуют в концерте 15 ноября (в 18:00), где будут исполнены «Прометей» Скрябина и Второй фортепианный концерт Сен-Санса.

«Это все — акция памяти Нельсона Фрейера, приношение потрясающему мастеру, человеку, гордости бразильской музыкальной школы. Я никогда не забуду те драгоценные дни, часы, а в целом — годы общения и дружбы со столь изумительным музыкантом», — говорит Валерий Гергиев. Нельсон Фрейре любил музыку и делился этой любовью со слушателями всю сознательную жизнь. В три года он начал учиться играть на фортепиано, в пять впервые выступил перед публикой, в двенадцать взял первую большую конкурсную награду.

Фрейре играл с дирижерами Пьером Булезом, Лионелем Бренгье, Риккардо Шайи, Шарлем Дютуа, Лорином Маазелем, Куртом Мазуром и Сэйдзи Одзавой. Выступал с такими коллективами, как Берлинский, Лондонский, Нью-Йоркский и Израильский филармонические оркестры, амстердамский Оркестр Консертгебау, лейпцигский Гевандхаус-оркестр.

С Валерием Гергиевым и Мариинским оркестром Фрейре неоднократно выступал на Московском Пасхальном фестивале, на фестивалях «Звезды белых ночей» и «Лики современного пианизма» в Концертном зале и Мариинском–2.

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход