Новости

26 июля Вячеслав Васильев дебютирует в заглавной партии в опере Петра Чайковского «Мазепа», Аюна Базаргуруева впервые выйдет в роли Турандот в полусценическом исполнении одноименной оперы Джакомо Пуччини.

Сегодня, 25 июля, свое 85-летие отмечает Марина Александровна Васильева – заслуженный деятель искусств России, профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, декан исполнительского факультета и выдающийся педагог, взрастившая целое поколение балерин Мариинского театра. Среди ее выпускниц – народные артистки России – Юлия Махалина и прима-балерина Виктория Терёшкина, прима-балерина Олеся Новикова, первая солистка Елена Евсеева и многие другие яркие танцовщицы

Сегодня, 25 июля, свое 85-летие отмечает Марина Александровна Васильева – заслуженный деятель искусств России, профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, декан исполнительского факультета и выдающийся педагог, взрастившая целое поколение балерин Мариинского театра. Среди ее выпускниц – народные артистки России – Юлия Махалина и прима-балерина Виктория Терёшкина, прима-балерина Олеся Новикова, первая солистка Елена Евсеева и многие другие яркие танцовщицы.

В честь юбилея Марины Васильевой Мариинский театр покажет балет Чайковского «Лебединое озеро» – спектакль пройдет на исторической сцене 17 сентября. В знак глубокого уважения и благодарности своему педагогу главную партию Одетты-Одиллии в этот день исполнит прима-балерина Мариинского театра Виктория Терёшкина. «Марина Александровна Васильева стала для меня главным человеком после того, как я приехала в Петербург. Я бесконечно восхищаюсь ею как человеком и наставником. Марина Александровна дала мне очень много, именно с нее началась моя история в балете. Я буду всегда благодарна ей за все!» – рассказывает Виктория Терёшкина.

«Лебединое озеро» – бриллиант русского балетного искусства, бессмертная классика, без которой невозможно представить себе современный академический театр. Это один из известнейших спектаклей, входящий в репертуар каждого театра оперы и балета в мире. Сказочный сюжет о заколдованных лебедях, любви, предательстве и борьбе со злым колдуном в трактовке Чайковского превратился в пронзительную историю с огромным драматическим напряжением. Спектакль поражает музыкальной и хореографической роскошью.

Любопытно, что после мировой премьеры, которая прошла в 1877 году в постановке Юлиуса Рейзингера в московском Большом театре, балет не сразу получил признание и любовь публики. Про него говорили, что он «беден мелодиями», что музыка – его «самое слабое место». Настоящее признание балет получил после премьеры под руководством Мариуса Петипа в Мариинском театре в 1895 году. За более чем столетнее существование «Лебединого озера» в Мариинском постановку капитально редактировали лишь трижды.

Следующая знаковая премьера – на сцене уже Театра оперы и балета им. С. М. Кирова – прошла в 1950 году, тогда Константин Сергеев представил свою версию произведения. Именно эта постановка сейчас считается классическим образцом, в котором верный академическим традициям танцовщик и хореограф соединил все лучшее, созданное для «Лебединого озера» за полвека.

Нынешняя версия создана на основе хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895) в редакции Константина Сергеева (1950). Авторы либретто – Владимир Бегичев и Василий Гельцер, автор декораций – Игорь Иванов, автор костюмов – Галина Соловьёва.

>>>

27 и 28 июля в 18:00 на сцене владикавказского Театра оперы и балета (филиал Мариинского театра в Республике Северная Осетия – Алания) представят самую романтическую премьеру сезона – лирическую одноактную оперу Чайковского «Иоланта». За дирижерским пультом обоих показов – заслуженный артист России и Северной Осетии Леонид Корчмар

27 и 28 июля в 18:00 на сцене владикавказского Театра оперы и балета (филиал Мариинского театра в Республике Северная Осетия – Алания) представят самую романтическую премьеру сезона – лирическую одноактную оперу Чайковского «Иоланта». За дирижерским пультом обоих показов – заслуженный артист России и Северной Осетии Леонид Корчмар.

«Иоланта» – это последняя опера Чайковского и одна из самых популярных русских опер. Музыканты и зрители любят ее благодаря камерности и малой форме, сказочному, философскому сюжету со счастливым финалом, а также за прекрасные, проникновенные мелодии. Чайковский предполагал, что «Иоланту» будут исполнять в программе вместе с балетом «Щелкунчик», поскольку она «слишком короткая, чтобы заполнить вечер». Действительно, многое сближает эти два произведения, однако впоследствии они стали существовать отдельно.

Пьеса датского поэта Хенрика Херца «Дочь короля Рене» (1845), которая лежит в основе сюжета оперы, русской публике была знакома в переводе Владимира Зотова. Она заинтересовала Чайковского своей необычной историей, к тому же композитор высказывал желание написать оперу на «сюжет не от мира сего». Чайковский находил поэтичными и саму пьесу, и либретто, созданное его братом Модестом. Символистская легенда о слепой девушке Иоланте, которой любовь помогла поверить в чудо и обрести зрение, впечатлила композитора. Чайковский выстроил музыкальную драматургию как движение от мрака к свету: от беспокойного наваждения интродукции к триумфу света и хвалебной молитве в финале, что позволяет воспринимать эту оперу как гимн всепобеждающей любви и вере.

Мировая премьера состоялась в 1892 году на исторической сцене Мариинского и сразу же прочно вошла в репертуар театра. На Северном Кавказе «Иоланту» ставили дважды – в 1986-м (режиссер – Юрий Леков) и 2008-м (режиссер – Анатолий Галаов). Предстоящая премьера во Владикавказе – версия постановки Анны Шишкиной 2023 года для петербургского Мариинского театра. Режиссерскую адаптацию выполнила Анна Дронникова. Главные партии готовят: Марина Нетребина, Анастасия Ивакина, Надежда Гамаюн (Иоланта), Игорь Барбаков, Савва Хастаев (Водемон), Михаил Павлов (Роберт), Юрий Федотов и Денис Беганский (король Рене). В постановке принимают участие Хор и Симфонический оркестр филиала Мариинского театра в Республике Северная Осетия – Алания.

>>>

Сегодня, 24 июля, исполняется 125 лет со дня рождения выдающейся меццо-сопрано Ольги Феликсовны Мшанской. С ее именем связаны годы расцвета Кировского (Мариинского) театра, которому певица отдала почти сорок лет творческой жизни – с 1920-го по 1959-й

Сегодня, 24 июля, исполняется 125 лет со дня рождения выдающейся меццо-сопрано Ольги Феликсовны Мшанской. С ее именем связаны годы расцвета Кировского (Мариинского) театра, которому певица отдала почти сорок лет творческой жизни – с 1920-го по 1959-й.

Вокалу Ольга Мшанская училась у своей матери – солистки Большого театра Надежды Николаевны Соколовой-Мшанской. Карьера певицы начиналась в Москве, но когда она была солисткой частной Оперы Зимина, ее услышал Федор Шаляпин, и по его совету Ольга Мшанская переехала в Ленинград, где была принята в труппу ГАТОБа (Мариинского). Ее прекрасный, наполненный теплотой тембр голоса, замечательная сценическая внешность, музыкальность и работоспособность вскоре вывели молодую певицу в ряды ведущих меццо-сопрано труппы. За почти четыре десятка лет Ольга Мшанская исполнила на сцене Кировского театра более пятидесяти партий.

Одной из знаковых в ее репертуаре была партия Марфы в опере Мусоргского «Хованщина». За долгие годы многочисленных представлений этой оперы на сцене театра, начиная с премьеры в 1911-м, спектакль не раз менялся и переосмысливался постановщиками, но и сегодня невозможно не вспомнить ярчайших солисток прошлого, одной из которых была Ольга Мшанская. Сегодняшний показ – 24 июля на исторической сцене Мариинского театра – посвящен памяти великой артистки.

>>>

25, 26, 27 и 28 июля (в 12:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра представят крупную балетную премьеру – комическую «Коппелию» Лео Делиба в хореографии Александра Сергеева. За дирижерским пультом всех показов – Арсений Шупляков

25, 26, 27 и 28 июля (в 12:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра представят крупную балетную премьеру – комическую «Коппелию» Лео Делиба в хореографии Александра Сергеева. За дирижерским пультом всех показов – Арсений Шупляков.

На предстоящей премьере главные партии исполнит звездный состав балетной труппы театра: 25 июля – Константин Зверев (Коппелиус), Надежда Батоева (Сванильда), Кимин Ким (Франц), Мей Нагахиса (Коппелия); 26 июля – Максим Зюзин (Коппелиус), Рената Шакирова (Сванильда), Филипп Стёпин (Франц), Мария Ширинкина (Коппелия); 27 июля – Роман Беляков (Коппелиус), Олеся Новикова (Сванильда), Тимур Аскеров (Франц), Мей Нагахиса (Коппелия); 28 июля в 12:00 – Эван Капитен (Коппелиус), Александра Хитеева (Сванильда), Никита Корнеев (Франц), Влада Бородулина (Коппелия); 28 июля в 19:00 – Константин Зверев (Коппелиус), Мария Ширинкина (Сванильда), Евгений Коновалов (Франц), Анастасия Лукина (Коппелия).

«Коппелия» – это балет, который любят во всем мире за его веселый сюжет, тонкий юмор, а также за прекрасную яркую музыку. Либретто создали в 1870 году балетмейстер Артюр Сен-Леон и писатель Шарль Нюитер на основе мистической новеллы Гофмана «Песочный человек» – они переработали зловещую историю о любви к безжизненной кукле в фееричную и остроумную комедию, для которой и написал музыку композитор Лео Делиб. С самой премьеры «Коппелия» имела грандиозный успех и шла в крупнейших театрах мира. В России балет впервые исполнили в 1882 году в московском Большом театре. В Санкт-Петербурге же премьера прошла в 1884-м в Большом (Каменном) театре – в хореографии Мариуса Петипа; эта версия и получила наибольшую известность.

Постановка Александра Сергеева необычна: в ней сочетаются классическая и неоклассическая хореография, пантомима и сложнейшие вариации, камерные и массовые сцены. Именно с помощью пластических средств Сергеев показывает разницу между двумя мирами. «В нашей постановке все персонажи из мира кукол – и в первую очередь Коппелия – не механические роботы, как мы привыкли. Напротив, они очень пластичны – причем настолько, насколько это невозможно, неестественно для людей. Это будет неоклассическая хореография. А вот Франц, Сванильда, их друзья и подруги, то есть персонажи, относящиеся к миру людей, решены техникой классического танца», – рассказывает Александр Сергеев.

Отдельного внимания заслуживают и характерные танцы в новой «Коппелии». Вслед за композитором, подчеркнувшим национальный колорит фольклорными мотивами, хореограф выходит за рамки салонных танцев, присущих классическим спектаклям.

Художником по декорациям и костюмам выступает уже известный мариинской публике Леонид Алексеев. Он создал красочное оформление в духе середины XX века. Место действия постановщики перенесли в выдуманный, фантазийный город, но с яркой приставкой «ретро-». Художник по свету – Константин Бинкин, художник по видео – Игорь Домашкевич.

>>>

25 июля в 19:00 в Концертном зале Мариинского театра прозвучит опера Вагнера «Тристан и Изольда». Главные партии исполнят звезды мариинской труппы: Михаил Векуа и Татьяна Павловская (Тристан и Изольда), Дарья Росицкая (Брангена), Михаил Петренко (Король Марк), Евгений Никитин (Курвенал)

25 июля в 19:00 в Концертном зале Мариинского театра прозвучит опера Вагнера «Тристан и Изольда». Главные партии исполнят звезды мариинской оперной труппы: Михаил Векуа и Татьяна Павловская (Тристан и Изольда), Дарья Росицкая (Брангена), Михаил Петренко (король Марк), Евгений Никитин (Курвенал).

«Тристан и Изольда», пожалуй, самая метафизическая опера Вагнера. Опорные точки сюжета, заимствованного из средневековой литературы, немногочисленны: любовный напиток, свидание, разоблачение, ранение, разлука, смерть. Обогатив старинную легенду образами из романтической поэзии Новалиса и идеями из философии Шопенгауэра, композитор сочинил радикальную психологическую драму. Здесь средствами музыки воспроизводится каждое движение человеческой души: от истомы до экстаза, от мимолетного порыва до маниакальной страсти. Космическая музыка Вагнера, которая воспевает ночь, месть и смертельную любовь, никого не оставит равнодушным.

>>>

27 июля в 13:00 на новой сцене Мариинского театра представят оперу Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» в постановке Дэниэла Кругликова. В 2022 году эта постановка была удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль в оперном театре»

27 июля в 13:00 на новой сцене Мариинского театра представят оперу Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» в постановке Дэниэла Кругликова. В 2022 году эта постановка была удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль в оперном театре».

Главные партии прозвучат в исполнении блистательных солистов оперной труппы Мариинского: Денис Закиров (Гофман), Айгуль Хисматуллина (Олимпия), Анжелика Минасова (Антония), Татьяна Сержан (Джульетта), Эвелина Агабалаева (Никлаус), Станислав Трофимов (Линдорф, Коппелиус, доктор Миракль, Дапертутто) и Олег Сычёв (Креспель). За дирижерским пультом – Кристиан Кнапп.

Создатель французской оперетты Жак Оффенбах обратился к жанру оперы только в конце жизни. Однако завершить это произведение композитор не успел, оставив потомкам множество вариантов для интерпретации эклектичного сюжета.

Либретто оперы написано по мотивам трех рассказов Гофмана: Олимпия – образ из новеллы «Песочный человек», Антония – из пьесы «Советник Креспель», а история Джульетты и злодея Дапертутто была рассказана в повести «Приключения в Сильвестрову ночь». «Сказки» не просто опираются на сюжеты Гофмана – они пронизаны гофмановским духом. Здесь стерты границы между реальностью и фантасмагорией, сном и явью, здравым смыслом и причудами одурманенного воображения. В каждом акте Гофман влюбляется заново – в куклу Олимпию, артистку Антонию, куртизанку Джульетту, – и каждый раз это заканчивается не просто разочарованием, а катастрофой. В своем последнем произведении композитор Жак Оффенбах, автор более чем ста оперетт, остался верен себе в выразительности музыкального языка. Неслучайно «Сказки Гофмана» разобраны на настоящие оперные «шлягеры»: это виртуозные куплеты Олимпии, белькантовый дуэт Антонии и ее матери и венецианская баркарола в исполнении Джульетты и Никлауса/Музы.

Вселенную «Сказок Гофмана» режиссер постановки Дэниэл Кругликов и художник по костюмам Иманоль Персе выстраивают в пространстве клиники, где лечат разбитые сердца: именно там в начале действия обнаруживает себя сломленный романтик Гофман. Герой окружен врачами, пациентами и персонажами, которых сотворило его сознание. Под действием лекарств он погружается в мир собственных душевных травм, где стираются границы между воспоминаниями и грезами, реальностью и фантасмагорией. Костюмы здесь отражают и будничную реальность госпиталя (сам Гофман, например, одет в больничную пижаму), и иллюзорный мир фантазий.

>>>

26 июля в 19:00 в Концертном зале Мариинского театра в полусценическом исполнении прозвучит одно из самых популярных произведений мирового репертуара – «Турандот».

26 июля в 19:00 в Концертном зале Мариинского театра в полусценическом исполнении прозвучит одно из самых популярных произведений мирового репертуара – «Турандот».

Это последняя опера Пуччини, которую он оставил незавершенной. Композитор соединил в ней лучшие традиции итальянской оперы – масштаб, драматизм, красоту мелодий – и утонченность китайского Востока. В основе сочинения лежит пьеса итальянского писателя Карло Гоцци, который, в свою очередь, вдохновлялся персидскими сказками и повестью азербайджанского писателя XII века Низами.

Смерть композитора в 1924 году ознаменовала конец эпохи веризма, финал большой итальянской оперы. Музыка веризма требует мощных голосов, которые способны передать высшую степень накала чувств и прорезать своим звучанием огромную, полную меди массу оркестра. В этой опере их нужно два: лирико-драматический или драматический тенор и драматическое сопрано. Когда два таких голоса сходятся в поединке (в сцене загадок), мы слышим веристскую оперу, достигшую апогея.

26 июля в заглавной партии принцессы Турандот дебютирует Аюна Базаргуруева, партию Калафа исполнит Ахмед Агади. На сцену также выйдут Гелена Гаскарова (Лиу), Геннадий Беззубенков (Тимур), Андрей Спехов (Пинг), Александр Тимченко (Панг), Олег Балашов (Понг).

>>>

23 июля Сергей Скороходов дебютирует в опере Петра Чайковского «Чародейка» – в партии княжича Юрия.

21 июля в опере «Дон Паскуале» (дневное представление) заявлены дебюты Евгения Чернядьева (дон Паскуале) и Александра Гонца (доктор Малатеста).

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход