Моцарт поставил последнюю точку в партитуре кларнетового квинтета 29 сентября 1789 года. Квинтет был написан Моцартом для его друга Антона Штадлера, который играл на уникальном инструменте – бассет-кларнете, представлявшем собой гибрид кларнета и бассетгорна. Кларнет, конечно же, лидирует в ансамбле. Издатель Иоганн Андре, рекомендуя это сочинение подписчикам в своем каталоге 1802 года, отметил: «Партия кларнета блестяща и является основной, после нее партия первой скрипки весьма обязывающая, остальные партии также немаленькие». Квинтет – одно из самых обаятельных сочинений Моцарта, Герман Аберт подчеркивал в нем «чувственную красоту мелодизма». Премьера квинтета состоялась 22 декабря того же года в концерте Венского музыкального общества в пользу вдов и сирот музыкантов. Сочинение быстро завоевало популярность. После смерти Моцарта появилось множество его переложений: в си-бемоль мажоре для кларнета in B, для квинтета с одной скрипкой и двумя альтами, в виде трио для кларнета, скрипки и фортепиано... Традиции сочинять квинтеты с кларнетом продолжили Вебер, Брамс и Регер.
«Рождественские пасторали» были написаны Андре Жоливе в течение недолгого просвета между авангардным творчеством 1930-х годов и «экспериментальной магией» послевоенных лет, когда взоры композитора обратились к Африке, Индии и Полинезии. В годы войны Жоливе много писал для музыкального и драматического театра, его стиль стал значительно проще для восприятия. К этому же времени относятся два единственных произведения Жоливе на религиозные темы – «Месса на день мира» (1940) и «Рождественские пасторали» (1943).
Четыре пьесы носят названия «Звезда», «Волхвы», «Мадонна с младенцем», «Выход и танец пастухов». Состав инструментов, вероятно, выбран не без влияния Сонаты для флейты, альта и арфы Клода Дебюсси, бывшего кумиром композитора. «Рождественские пасторали» предназначены для ансамбля, в котором флейта может быть заменена скрипкой, а фагот – альтом или виолончелью. Но чаще всего они звучат в исполнении арфы и духовых.
Квинтет соч. 39 создавался Сергеем Прокофьевым как музыка «двойного назначения».
Борис Романов, до революции – балетмейстер Мариинского театра, а в эмиграции – глава труппы «Русский романтический балет», заказал ему музыку к балету «Трапеция». 22 июня 1924 года Прокофьев подписал контракт на 10 тысяч франков. Премьера балета прошла 6 ноября 1925 года в Готе. Первая часть квинтета (тема с вариациями) в спектакле сопровождала выход Балерины. Затем появлялся Грубиян. Акробаты защищали Балерину, но Грубиян взрывал петарду… В шестой части Квинтета происходили похороны Балерины. Конечно же, оказалось, что танцем Балерины открывать спектакль нельзя, и пришлось дописать к премьере увертюру и общий танец (матлот), которые в квинтет не вошли.
Зная, как недолговечны бывают театральные постановки, Прокофьев с самого начала предназначил музыку балета и для концертного исполнения: «По существу, незамысловатый сюжет из цирковой жизни под названием “Трапеция” был для меня предлогом сочинить камерную пьесу, которая могла бы исполняться без всякого сюжета». В 1920-е по финансовым причинам оркестр в балете часто заменяли камерным ансамблем. «Я придумал следующий состав: гобой, кларнет, скрипка, альт и контрабас», – вспоминал Прокофьев. Состав очень экономный, но вместе с тем оригинальный: его действительно нужно было «придумать».
Анна Булычёва