Духовые квинтеты появились в самом конце XVIII века. Их предшественниками были состоявшие из гобоев, кларнетов, фаготов и валторн ансамбли «гармонической музыки», услаждавшие слух меломанов в эпоху классицизма. Моцарт в 1780-е годы вплотную подошел к квинтету для духовых, сочинив две серенады для «гармонической музыки» и квинтет для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фаготы. Фа-минорная фантазия написана Моцартом по заказу графа Дейма фон Стржитежа, жившего в Вене инкогнито под именем Йозефа Мюллера и державшего галерею восковых фигур. Ее украшением были часы в виде мавзолея на могиле фельдмаршала фон Лаудона. В часах скрывался механический орган, игравший траурную музыку. Фантазия Моцарта слишком хороша для музыкального автомата, и ее быстро стали исполнять органисты, фортепианные дуэты, другие ансамбли и даже оркестры. Ученик Моцарта Игнац Риттер фон Зейфрид вспоминал: «Тысячу разнообразных ощущений пробуждает… пугающее дикое Allegro с его искусно разработанной фугой. При потрясающем отклонении в фа-диез минор слушатели цепенели, и казалось, что почва под тобой колеблется. Небесное пение слышно в милом, исключительно нежном Andante в ля-бемоль мажоре, вызывающем слезы тоски по горнему миру».
В начале XIX столетия репертуар духовых квинтетов уже был обширен. Вторая половина века принесла шедевры, среди которых квинтет современника Чайковского – французского флейтиста, дирижера и композитора Поля Таффанеля (1876). Остается только жалеть, что создатель, возможно, лучшего романтического квинтета для духовых сочинял мало, ограничиваясь переложениями чужой музыки.
«Золотой век» духовых ансамблей наступил в 1920-е годы. Боясь впасть в сентиментальность или оказаться среди эпигонов романтизма, композиторы пренебрегали струнными инструментами, предпочитая духовые, а послевоенные экономические условия заставляли выбирать малые составы. В 1922 году появился квинтет соч. 43 датчанина Карла Нильсена – одно из наиболее масштабных, капитально разработанных и глубоких сочинений для ансамблей духовых. Стилизация в духе классицизма (менуэт) соседствует в сочинении с приемами ХХ века. В финале, среди одиннадцати вариаций на тему духовной песни самого Нильсена, есть целиком отданные кларнету, фаготу и валторне соло. Сочинение посвящено Копенгагенскому духовому квинтету.
Год спустя Пауль Хиндемит написал для Франкфуртского общества духовой камерной музыки «Маленькую камерную музыку» соч. 24 № 2. Композитор подчеркнул в названии прикладной характер сочинения и придерживался в ремарках делового стиля (например, четвертая часть, представляющая собой ряд очень свободных соло, сопровождается указанием «быстрые четверти»). Но за внешней деловитостью невозможно спрятать красоту напористой первой части или тихого вальса, в котором флейта пикколо сменяет большую флейту.
Образцовый трудоголик Дариюс Мийо написал два духовых квинтета соч. 299 и соч. 443, а также переложил для духовых «Четыре эскиза» соч. 227. Однако наибольшей популярностью пользуется его сюита «Камин короля Рене» соч. 205 (1939). Сюита составлена из музыки к фильму Раймона Бернара «Кавалькада любви» о короле Прованса Рене I. Мийо написал очаровательные «средневековые» пьесы – наивные, без тени эмоций, без всяких следов авторского «я». В центре сюиты он поместил сарабанду под таинственным названием La maousinglade, которое, возможно, произведено от французского maous (здоровенный, замечательный).
«Летняя музыка» соч. 31 (1955) – единственное сочинение для квинтета духовых американца Сэмюэля Барбера. Заказ от Общества камерной музыки в Детройте поступил, когда композитор работал над своим шедевром – оперой «Ванесса». Часть музыки Барбер заимствовал из не исполнявшейся оркестровой пьесы «Горизонт» и других ранних сочинений, но в итоге получилась цельная одночастная композиция в духе фантазии. С первого же исполнения пьесе сопутствовал успех.
Анна Булычёва