Йорк Боуэн был концертирующим пианистом и писал, прежде всего, фортепианную музыку. Однако через 55 лет после смерти композитора чаще звучат его сочинения для струнных, особенно для альта – концерт, две сонаты, рапсодия. Одной из причин горячего отношения композитора к этому инструменту были выступления в ансамбле с Лайонелем Тёртисом – альтистом, который много играл, немного сочинял, делал немало переложений и вдобавок написал книги «Больше не Золушка» и «Мой альт и я». Тёртис целенаправленно вел работу среди композиторов, чтобы они расширяли его собственный репертуар и репертуар его альтового класса в Королевской академии музыки. Только в самые последние годы жизни Боуэна любовь к альту вытеснила новая страсть: виоль д'амур. Фантазия для четырех альтов (ор. 41 № 1) написана в 1907 году и по неизвестным причинам оказалась в одном опусе с сочиненным в 1918-м Вторым струнным квартетом ре минор (ор. 41 № 2). Впрочем, стиль Боуэна с годами менялся мало, композитор был верен романтической эстетике. Фантазия – не исключение, альты в ней предстают, как и у романтиков XIX века, в сумрачном амплуа. Даже если пьеса предназначалась для студентов Тёртиса, Боуэна явно не просили писать технически проще – скорее наоборот, посложнее, с использованием всех возможных приемов.
24 марта 1721 года Иоганн Себастьян Бах отправил маркграфу Кристиану Людвигу Бранденбургскому партитуры шести концертов «для различных инструментов». Маркграф, с которым Бах познакомился в 1719 году в Берлине, был страстным меломаном, собравшим партитуры более двухсот концертов разных авторов, и горячим поклонником Антонио Вивальди. Бранденбургские концерты Баха написаны по модели Вивальди (почти все в трех частях и с участием духовых инструментов), но они в высшей степени оригинальны. Среди них нет двух похожих, каждый неповторим, а вместе они составляют настоящую энциклопедию барочной музыки.
Бранденбургский концерт № 6 написан для двух альтов, двух виол да гамба и basso continuo. Вопреки традициям, золушки-альты концертируют, а благородные гамбы аккомпанируют. Объяснение, вероятно, в том, что тогдашний патрон Баха князь Анхальт-Кётенский любил играть на гамбе, в то время как сам Бах с удовольствием играл на альте (нетрудно догадаться, который из двоих музицировал виртуознее!). Во второй части гамбы замолкают, и на фоне аккомпанемента continuo альты ведут бесконечно прекрасную двухголосную фугу. Если увеличить число исполнителей, концерт № 6 превращается в concerto grosso для двух альтов и низких струнных.
Пьеса Эдуарда Элгара для струнного квартета и струнного оркестра впервые прозвучала под управлением автора 8 марта 1905 года. Элгар уже успел прославиться на родине благодаря вариациям «Энигма» и оратории «Сон Геронтия», уже не один год дирижировал симфоническими концертами, и в голове его уже созревал Скрипичный концерт. Появление Интродукции и аллегро – следствие растущей международной известности композитора. В 1905 году он посетил США, чтобы 28 июня получить степень доктора в Йельском университете. Благодарить за это нужно было профессора Сэмюэла Сэнфорда – американского пианиста и композитора, ученика Антона Рубинштейна. Элгар и отблагодарил, посвятив Сэнфорду новое сочинение. Естественно, оно оказалось весьма академичным. Интродукция и аллегро – жанр концертный, но в сочинении Элгара нет ни одной каденции, а партии солистов ничуть не виртуознее партий оркестрантов. В соль-минорной интродукции звучат все темы пьесы. Затем они несколько нарочито, с явной демонстрацией техники развиваются в соль-мажорном аллегро. Это аллегро написано в строгой сонатной форме, а место разработки занимает еще более строгая соль-минорная фуга.
Анна Булычёва
Чтобы выступить в 1911 году с Двойным концертом, соч. 88, 73-летнему Максу Бруху потребовалось немалое мужество. Через два года после первых атональных пьес Шёнберга в 1909-м и за два года до взорвавшей музыкальный мир парижской премьеры «Весны священной» Стравинского в 1913-м Брух отважился сочинять в манере своей творческой юности – как если бы он навсегда остался младшим современником Шумана и Брамса, пылким последователем Вебера и Мендельсона. Эпоха модернизма отомстила Бруху, закрепив за ним незаслуженную репутацию ретрограда. Автора популярного Скрипичного концерта соль минор, соч. 26, объявляли ... эпигоном Брамса, не потрудившись даже удостовериться в том, что Концерт Бруха написан десятью годами ранее Скрипичного концерта Брамса.
Между тем, поначалу все предвещало юному музыканту едва ли не великое будущее. В 14 лет Брух дирижирует премьерой своей юношеской симфонии в Кельне, к 19 годам заканчивает консерваторию по классам композиции и фортепиано, а в 20 лет он уже преподает в кельнской консерватории музыкально-теоретические предметы. Одна за другой следуют премьеры его опер, ораторий, симфоний, инструментальных концертов, камерных ансамблей, вокальных циклов. Столь же успешно развивается его исполнительская и педагогическая карьера: среди учеников Макса Бруха такие выдающиеся мастера ХХ века, как итальянец Отторино Респиги, англичанин Ральф Воан-Уильямс.
К числу популярных по сей день произведений Бруха принадлежат «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром, Adagio на кельтские темы, еврейская мелодия «Кол Нидрей» для виолончели с оркестром, обработки русских и шведских песен и танцев. Современники высоко ценили дарование Бруха – пылкого и яркого романтика, превосходного мелодиста, мастера отточенной музыкальной формы, эрудита, блистательного профессионала. В 1893-м, в один год с Чайковским, Сен-Сансом, Григом, ему было присвоено звание почетного доктора музыки Кембриджского университета.
Слушая Двойной концерт Бруха, лучше постараться забыть, что он написан в 1911 году. Мысленно перенесясь в «золотой век» немецкого музыкального романтизма, ощутив себя, подобно композитору, внутри круга его великих предшественников и современников, мы прикоснемся к классическому образцу стиля, к роднику непосредственного чувства и редкого мелодического обаяния.
Первое исполнение Концерта состоялось в Вильгельмсхафене в 1912 году.
Большое распространение получила версия Концерта для скрипки и альта с оркестром.
Иосиф Райскин