Санкт-Петербург, Концертный зал

Мариинский оркестр в лицах


Первый концерт 41-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Алексей Лукирский (скрипка)
Елена Луферова (скрипка)
Михаил Рихтер (скрипка)
Юрий Афонькин (альт)
Динара Муратова (альт)
Олег Сендецкий (виолончель)
Кирилл Кариков (контрабас)
Николай Мохов (флейта)
Сергей Близнецов (гобой)
Виктор Кулык (кларнет)
Родион Толмачёв (фагот)
Никита Ваганов (кларнет)
Софья Кипрская (арфа)


В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Квинтет для кларнета и струнных ля мажор, KV 581

Андре Жоливе
«Рождественские пасторали» для флейты, фагота и арфы

Сергей Прокофьев
Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса соль минор, соч. 39

О концерте

Моцарт поставил последнюю точку в партитуре кларнетового квинтета 29 сентября 1789 года. Квинтет был написан Моцартом для его друга Антона Штадлера, который играл на уникальном инструменте – бассет-кларнете, представлявшем собой гибрид кларнета и бассетгорна. Кларнет, конечно же, лидирует в ансамбле. Издатель Иоганн Андре, рекомендуя это сочинение подписчикам в своем каталоге 1802 года, отметил: «Партия кларнета блестяща и является основной, после нее партия первой скрипки весьма обязывающая, остальные партии также немаленькие». Квинтет – одно из самых обаятельных сочинений Моцарта, Герман Аберт подчеркивал в нем «чувственную красоту мелодизма». Премьера квинтета состоялась 22 декабря того же года в концерте Венского музыкального общества в пользу вдов и сирот музыкантов. Сочинение быстро завоевало популярность. После смерти Моцарта появилось множество его переложений: в си-бемоль мажоре для кларнета in B, для квинтета с одной скрипкой и двумя альтами, в виде трио для кларнета, скрипки и фортепиано... Традиции сочинять квинтеты с кларнетом продолжили Вебер, Брамс и Регер.

«Рождественские пасторали» были написаны Андре Жоливе в течение недолгого просвета между авангардным творчеством 1930-х годов и «экспериментальной магией» послевоенных лет, когда взоры композитора обратились к Африке, Индии и Полинезии. В годы войны Жоливе много писал для музыкального и драматического театра, его стиль стал значительно проще для восприятия. К этому же времени относятся два единственных произведения Жоливе на религиозные темы – «Месса на день мира» (1940) и «Рождественские пасторали» (1943).
Четыре пьесы носят названия «Звезда», «Волхвы», «Мадонна с младенцем», «Выход и танец пастухов». Состав инструментов, вероятно, выбран не без влияния Сонаты для флейты, альта и арфы Клода Дебюсси, бывшего кумиром композитора. «Рождественские пасторали» предназначены для ансамбля, в котором флейта может быть заменена скрипкой, а фагот – альтом или виолончелью. Но чаще всего они звучат в исполнении арфы и духовых.

Квинтет соч. 39 создавался Сергеем Прокофьевым как музыка «двойного назначения». Борис Романов, до революции – балетмейстер Мариинского театра, а в эмиграции – глава труппы «Русский романтический балет», заказал ему музыку к балету «Трапеция». 22 июня 1924 года Прокофьев подписал контракт на 10 тысяч франков. Премьера балета прошла 6 ноября 1925 года в Готе. Первая часть квинтета (тема с вариациями) в спектакле сопровождала выход Балерины. Затем появлялся Грубиян. Акробаты защищали Балерину, но Грубиян взрывал петарду… В шестой части Квинтета происходили похороны Балерины. Конечно же, оказалось, что танцем Балерины открывать спектакль нельзя, и пришлось дописать к премьере увертюру и общий танец (матлот), которые в квинтет не вошли.
Зная, как недолговечны бывают театральные постановки, Прокофьев с самого начала предназначил музыку балета и для концертного исполнения: «По существу, незамысловатый сюжет из цирковой жизни под названием “Трапеция” был для меня предлогом сочинить камерную пьесу, которая могла бы исполняться без всякого сюжета». В 1920-е по финансовым причинам оркестр в балете часто заменяли камерным ансамблем. «Я придумал следующий состав: гобой, кларнет, скрипка, альт и контрабас», – вспоминал Прокофьев. Состав очень экономный, но вместе с тем оригинальный: его действительно нужно было «придумать».
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

11 октября 2015
Мариинский оркестр в лицах
15 января 2016
31 марта 2016
22 мая 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации