Санкт-Петербург, Мариинский-2

Орлеанская дева


опера Петра Чайковского

Cопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
 

Исполнители

Иоанна д'Арк – Зинаида Царенко
Агнеса Сорель – Анжелика Минасова
Карл VII – Сергей Семишкур
Архиепископ – Глеб Перязев
Дюнуа – Роман Бурденко
Лионель – Алексей Марков
Тибо д’Арк – Александр Морозов

Мировая премьера: 25 февраля 1881 года, Мариинский театр
Премьера постановки: 28 мая 2021 года


Продолжительность спектакля 3 часа 25 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто композитора по одноименной драме Фридриха Шиллера в переводе Василия Жуковского

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик и художник по костюмам – Вячеслав Окунев
Хореограф – Илья Устьянцев
Художник по свету – Ирина Вторникова
Художник по видео – Виктория Злотникова
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Главный хормейстер – Константин Рылов

Краткое содержание

Действие происходит во время Столетней войны.

Действие первое
Деревушка Домреми. Девушки украшают гирляндами заветный дуб. Появляются Иоанна, ее отец Тибо и Раймонд, претендент на руку Иоанны. Тибо торопится со свадьбой: в столь опасную годину Иоанне нужен муж-защитник. Отказ девушки, убежденной, что ее ожидает иное призвание, вызывает гнев отца. Он подозревает, что дочь связалась с нечистой силой, и осыпает ее упреками. На горизонте показывается зарево пожара, слышен набат. Сбегаются крестьяне, разоренные англичанами. Старик Бертран рассказывает, в каком отчаянном положении страна: Орлеан осажден войсками под предводительством непобедимого Салисбюри. Неожиданно для всех Иоанна заявляет, что бедствиям скоро придет конец, и предсказывает торжество Франции. Народ удивлен: «В наши дни, увы, чудес Господь не совершает!» «Есть чудеса… – восклицает Иоанна. – И чудо уж свершилось, повержен в прах вождь страшный, Салисбюри!» Никто не верит. Но появившийся воин из Орлеана подтверждает: Салисбюри убит. Все, уверовав в Иоанну, возносят молитву Господу. Оставшись одна, девушка убеждает себя, что настал час действовать. Ее охватывает тоска разлуки с родной деревней, она колеблется. Вдруг слышится хор ангелов. Он воодушевляет Иоанну на борьбу.

Действие второе
В замке Шинон король Карл VII и его возлюбленная Агнеса Сорель предаются развлечениям. Менестрели, карлики, цыгане, скоморохи сменяют друг друга с песнями, плясками, забавами. Монарх велит угостить артистов и дать каждому по золотой цепи. Рыцарь Дюнуа замечает, что цепи нельзя ковать словами, что казна пуста и войска готовы дезертировать. Агнеса решает пожертвовать свои драгоценности для уплаты жалованья и немедленно уходит за ларцом. Король признаётся Дюнуа, что можно перенести любые несчастья, будучи любимым такой женщиной. «Не до любви теперь», – возражает Дюнуа и уговаривает короля возглавить полки. Король вспоминает, что он рыцарь, и решается идти в бой.
Вбегает раненый рыцарь Лоре с вестью о проигранном сражении и умирает у ног суверена. Отчаявшийся Карл решает бежать. Дюнуа отрекается от него и уходит на смерть. Вернувшаяся Агнеса поражена известием, но старается утешить любимого.
За сценой слышны фанфары: свершилось чудо, англичане разбиты и обращены в бегство. Появившийся Архиепископ подтверждает известие: в критическую минуту явилась дева и вырвала победу из рук врага. Слышны крики народа, звон колоколов. Появляется Иоанна в сопровождении рыцарей. Король перед ее прибытием велит Дюнуа встать на королевское место, а сам скрывается в толпе придворных. Но Иоанна направляется сразу к королю. В ответ на его удивление она признаётся, что видела его там, где он «никем незрим был, кроме Бога», и называет три молитвы, которые он возносил. Все поражены. «Кто ты?» – спрашивают ее. Она рассказывает свою историю. Король вверяет Иоанне войско, все в восторге приветствуют ее.

Действие третье
Картина первая. Местность близ поля битвы. Англичане и их союзники – бургундцы – разбиты. Иоанна обезоруживает бургундского рыцаря Лионеля. Занеся над ним меч, она видит при свете луны его лицо. Пораженная красотой юноши, Иоанна не в состоянии нанести удар. Лионель, покоренный душевным благородством девушки, призывает ее идти за ним, оставить свой погибельный меч. Иоанна в смятении. Появляется Дюнуа. Лионель бросается к нему и говорит, что переходит на сторону французов. Дюнуа принимает раскаявшегося противника и сообщает, что битва выиграна, Карлу VII отворил ворота город Реймс, где в соборе пройдет коронация. Иоанна в изнеможении падает на руки Дюнуа, она ранена.
Картина вторая. Площадь перед Реймсским собором. Торжественное шествие направляется в храм, где будет коронован Карл VII. Народ славит деву и короля. В толпе видны Тибо и Раймонд. Убежденный в том, что его дочь связалась с дьяволом, Тибо намерен возвратить ее к Богу и «с ничтожной славы сбросить». Раймонд умоляет его не губить девушку. Процессия с королем во главе выходит из собора. Король объявляет Иоанну спасительницей и просит ее явить свой светлый и бессмертный лик. Внезапно перед ней вырастает Тибо и обвиняет дочь в том, что она вступила в союз с адскими силами. Иоанна молчит, не считая себя вправе защищаться: она согрешила, изменила обету, полюбив Лионеля. Дюнуа берется оружием доказать ее невиновность. В это время раздается сильный удар грома. Все отступают от Иоанны. Вновь с требованием ответа обращается к Иоанне отец. Раздается новый, еще более сильный удар грома. С тем же вопросом, невинна ли она, обращается к Иоанне Архиепископ. Ответа нет. Снова удар грома, сильнее прежнего. Все в страхе оставляют Иоанну. Лионель предлагает ей свою защиту, но Иоанна с ненавистью говорит ему, что он ей злейший враг, и убегает. Лионель следует за ней.

Действие четвертое
Картина первая. Лесная местность. Скрывшаяся от людей Иоанна не может побороть своего чувства: ее душу сжигает пламень страсти. Она мучительно тоскует по Лионелю и радостным восклицанием встречает его неожиданное появление. Мгновение полного счастья. Иоанна слышит голоса ангелов: она нарушила завет небес – допустила в свое сердце земную любовь – и поэтому довершить святого дела не может. Пусть она подчинится собственной злосчастной судьбе безропотно – искупление будет ей наградой. Внезапно появившиеся англичане берут Иоанну в плен, а Лионеля, пытавшегося ее защитить, убивают.
Картина вторая. Площадь в Руане. Похоронное шествие: Иоанну ведут на казнь. Она просит крест. Преодолев страх, дева восходит на костер. «Открылось небо, кончено страданье!» – ее последние слова.


«Орлеанская дева» всегда стояла в тени прочих опер Чайковского, и встреча с ней вызывала растерянность даже у поклонников композитора. Так, авторитетный советский музыковед Борис Асафьев считал произведение «мастерским, но неровным», порицая за «ложный стиль» и «странный напыщенный подъем». Недооценка «Орлеанской девы» во многом объясняется ее хронологическим соседством (и неизбежным сравнением) с самой популярной оперой Чайковского, «Евгением Онегиным». После лирических «камерных сцен» композитор неожиданно обращается к жанру гранд-опера с ее характерными атрибутами: сюжетом из рыцарских времен, масштабной четырехактной структурой, балетным дивертисментом, громом победы и вихрями огненными.

Чайковский рассчитывал на признание публики, кассовый успех и стабильное место своей «большой оперы» в репертуаре, однако в полной мере этого не случилось ни при жизни автора, ни в ХХ веке. Исключение составил спектакль Кировского театра 1945 года – его успех во многом был заслугой Софьи Преображенской, которая выступила в титульной партии.

После долгого перерыва Мариинский театр исполнил «Орлеанскую деву» в концерте и принял решение вернуть ее на сцену, ведь немногие общие места партитуры — не изъян, а дань условностям жанра «большой оперы». При таком понимании становятся очевидны достоинства «Орлеанской девы»: первоклассная музыка, крепкая драматургия, редкий по мощи патетический заряд. Среди классических русских опер она высится, как громада готического собора – такого, как Реймсский, изображенный в ее кульминационной сцене.

Опера вернулась в репертуар театра, в котором сто сорок с лишним лет назад была поставлена впервые. Тогда, в 1881-м, Чайковский гневался, что для премьеры не сделали нового оформления, взяв его из других спектаклей, и новинка не произвела должного эффекта. Сегодня композитор был бы удовлетворен: режиссер Алексей Степанюк в соавторстве с художником Вячеславом Окуневым создали настоящий grand spectacle. При этом постановщик не довольствуется одной лишь театральной готикой: «Мы ведь ставим не историческую оперу “про рыцарей”, а романтическую, даже метафизическую оперу. Огонь – лейтмотив всего спектакля, символ всеобъемлющего пламени, в котором сгорает весь мир с его безумием войн и ненависти. И над этим огнем с улыбкой святой возвышается Орлеанская дева».


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)