Санкт-Петербург, Мариинский театр

Князь Игорь

опера в двух действиях с прологом

cпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках

Исполнители

Дирижер –

Павел Смелков

Игорь Святославич – Николай Путилин
Ярославна – Анна Маркарова
Владимир Игоревич – Евгений Акимов
Князь Галицкий – Александр Морозов
Кончак – Сергей Алексашкин
Кончаковна – Анна Кикнадзе


Юбилею народного артиста России, оперного певца Николая Путилина Мариинский театр посвящает сегодняшний спектакль «Князь Игорь». 65-летие артист отметит в апреле, а в этот торжественный вечер исполнит одну из знаковых своих ролей.

Солистом оперной труппы Мариинского театра Николай Путилин стал 27 лет назад, когда по приглашению Валерия Гергиева переехал в Петербург из Казани. Все началось с записи «Пиковой дамы» для Philips, на которую артиста позвали исполнить партию Томского. Сегодня оперное досье Путилина – это собрание выдающихся ролей, сыгранных не только на мариинской сцене, но и в оперных домах Старого и Нового Света. Имя артиста напрямую ассоциируют с эпохой восхождения Мариинского театра к положению одной из ведущих мировых оперных сцен.

Творческий путь Путилина начался в Сыктывкаре, где он учился пению у Юрия Фомина и куда вернулся после окончания Красноярского института искусств (там он занимался у известного вокального педагога Екатерины Иоффель). В Сыктывкаре Путилин пел два года в оперетте. После участия в Шаляпинском фестивале в Казани его пригласили в труппу Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Ко времени своего петербургского дебюта Николай Путилин имел порядочный артистический багаж, репутацию, награды нескольких международных конкурсов и звание народного артиста Татарской АССР. Демон, Грязной, Мизгирь, князь Игорь, Риголетто, Яго, Эскамильо – далеко не полный перечень ролей, исполненных им в Казани. О голосе Путилина услышали и в Петербурге. Здесь, в Мариинском театре, получило огранку его мастерство, расширился репертуар, на него посыпались зарубежные контракты. Голос певца увековечили записи опер «Мазепа», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Иоланта», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Пиковая дама», сделанные в 1990-х годах фирмой Philips. Звучит он и на диске с «Золотом Рейна», записанном уже в новую эру на собственном лейбле Мариинского театра. На мариинской сцене Николай Путилин исполнил порядка 40 ведущих партий. Он был Яго и Мазепой, Клингзором, Рупрехтом, Иоканааном, Голландцем, бароном Скарпиа, Риголетто, Набукко. Универсальность Путилина удивляла критиков и коллег, наблюдавших, как певец после Шакловитого в «Хованщине» берется за моцартовского Фигаро, от него переходит к вагнеровским партиям, а затем и вовсе к Борису Годунову. На международной сцене Путилин был востребован не только в русском репертуаре, но прежде всего как вердиевский баритон (больше десятка партий в операх великого итальянца). Сложно отдать предпочтение какой-либо из его ролей и назначить в качестве коронной. Всегда удавались певцу неоднозначные сценические образы, и среди них одним из самых многогранных выглядел Мазепа. Князь Игорь также принадлежит к числу выдающихся работ артиста: «Николай Путилин, выступивший в заглавной партии, обладает даром в любой ситуации буквально выносить на своих плечах драматическое действие. Казалось, вся трагедия Путивля сконцентрировалась в двух его ариях. Психологически достоверное исполнение подкреплялось совершенным вокалом», – свидетельствует рецензент с премьеры 1998 года.

Авторы и постановщики

Музыка Александра Бородина
Либретто композитора по древнерусскому эпосу «Слово о полку Игореве»

Постановка Евгения Соковнина (1954)
Художники: Нина Тихонова, Николай Мельников (1954)
Половецкие пляски в постановке Михаила Фокина (1909)

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер новой версии – Иркин Габитов
Художник новой версии – Вячеслав Окунев
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева

Краткое содержание

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ПРОЛОГ
Площадь в древнерусском городе Путивле
Князь Игорь вместе с сыном Владимиром и своей боевой дружиной собирается в поход против половцев-кочевников, хищными набегами опустошающих русские земли. Народ величает Игоря, его ратников и желает им победы.
Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Народ, князья и бояре видят в этом недобрый знак, дурное предзнаменование и советуют Игорю отложить поход. Умоляет князя остаться дома и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Он уверен в правоте своего дела — он идет защищать Русь.
Князь прощается с женой, ласково утешает ее, убеждая не беспокоиться о нем и ждать с победой. Заботу о Ярославне он поручает ее брату, князю Владимиру Галицкому, которого оставляет своим наместником в Путивле.
Незаметно покидают дружину Игоря два ратника — Скула и Ерошка: они намерены перейти на службу к Галицкому.
С благословением Игорь и его дружина выступают в поход.

УВЕРТЮРА
Вечер в половецком стане
Половецкие девушки песнями и плясками пытаются развлечь дочь хана Кончака — Кончаковну. Все ее мысли поглощены пленным юношей —  княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает Кончаковна свидания с ним.
Появляется сын Игоря Владимир, страстно влюбленный в Кончаковну.
Однако князь Игорь не хочет и слышать о свадьбе Владимира. Кончак же согласен выдать дочь за русского княжича.
Не спится князю Игорю. Его гнетут тяжелые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о порабощенной родине. Игорь страстно жаждет свободы с тем, чтобы освободить Русь. С нежностью думает он о своей жене Ярославне.
Неожиданно к князю подходит Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает Игорю свою помощь в побеге из плена. Но тот отказывается, не пристало русскому князю тайно бежать.
Половецкий хан Кончак оказывает Игорю высокие почести как самому дорогому гостю. Он сулит ему освобождение из плена, если тот пообещает впредь не поднимать меча против половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака, не скрывая от него своих намерений: обретя свободу, он вновь соберет дружину и пойдет войной на половцев. Гордость и храбрость русского князя восхищают Кончака.
По велению хана пленницы и воины, чтобы развеять мрачные мысли Игоря, занимают его своими плясками, славя могущественного Кончака.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Половецкий стан
Хан Гзак, отправленный Кончаком в поход, возвращается с плененными русичами и богатой добычей. Князь Игорь, зная о бедствии, постигшем его родной Путивль, раскаивается в своем поступке и мысленно обращается к русским князьям, призывая их к единению Руси. Чтобы спасти свою родную землю Игорь задумывает побег из плена. Кончаковна поднимает тревогу. Но Игорю и бежавшему с ним Овлуру удается скрыться. В гневе половцы хотят расправиться с сыном Игоря – Владимиром, но Кончак дарует ему жизнь и решает Кончаковну выдать за Владимира замуж.

Городская стена в Путивле
Ярославна, потеряв всякую надежду на возвращение Игоря, поутру оплакивает его. Обращаясь к ветру, солнцу, Днепру, она ждет от них ответа, где Игорь, что с ним? Плачу Ярославны вторит горестная песня поселян, скорбящих о разоренной и выжженной земле.

Княжий двор Владимира Галицкого
За бранными столами, окруженный разгулявшейся челядью во главе со Скулой и Ерошкой, пирует князь Галицкий. Ему мало власти — он хотел бы сослать Ярославну в монастырь и, сместив Игоря, сесть князем в Путивле.
Во двор вбегают взволнованные девушки. Они упрашивают Галицкого освободить их подружку, уведенную дружинниками князя в терем на потеху. Но Галицкий гонит девушек прочь под пьяный хохот толпы.
Хмельной разгул достигает предела. Скула и Ерошка, подкупленные князем Галицким, вместе с расхрабрившимися бражниками поднимают народ на мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?»

Горница в тереме Ярославны. Набат
Неспокойно на душе у княгини. Тревожные сны и мрачные предчувствия не оставляют ее ни днем ни ночью. Давно нет вестей от князя. А вокруг — княжеские раздоры, смута и даже родной брат Владимир замыслил крамолу в надежде сместить Игоря и княжить на Путивле.
Неожиданный приход девушек, которых Галицкий прогнал со двора, отвлекает Ярославну от горестных дум. Девушки ищут у княгини защиты от обидчика. Ярославна обвиняет брата в предательстве и измене, но не в силах справиться с ним. Призванный княгиней к ответу, Галицкий держится с сестрой вызывающе дерзко, претендуя на власть в Путивле.
Пришедшие бояре приносят недобрые вести: рать Игоря разбита, сам князь с сыном в плену, русские князья погрязли в раздорах, а половецкие орды, между тем, идут на Русь. Обеспокоенная услышанным Ярославна сама желает обо всем подробно допросить гонцов.
Тем временем Галицкий с челядью, пользуясь моментом, поднимают мятеж. Тревожный гул набата возвещает об опасности: к Путивлю приближаются половцы. Бояре и народ полны решимости отстоять свою землю.


Прослушать фрагмент

Мировая премьера: 23 октября (4 ноября) 1890 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Возобновление постановки 1954 года: 8 декабря 2001 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург


Продолжительность спектакля 3 часа 45 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

«Половецйкие пляски» из I действия оперы «Князь Игорь» (Булат Минжилкиев – Кончак)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации