Франческа – Екатерина Гончарова
Паоло – Гамид Абдулов
Малатеста – Григорий Чернецов
Данте – Иван Куликов
Тень Вергилия – Иван Новосёлов
В начале XX века, когда Рахманинов писал оперу «Франческа да Римини» на сюжет Данте, композиторы, поэты и художники испытывали особый интерес к религиозно-мистическим темам. Для Рахманинова обращение к подобным сюжетам не было данью моде – звуки потустороннего слышны не только в «Острове мертвых» (1909) и «Колоколах» (1913), но и в «Симфонических танцах» (1940), написанных десятилетия спустя. В этом смысле «Франческа» – первый опус в грандиозном цикле сочинений, посвященных судьбе и смерти.
Ее сюжет также напоминает о первой опере композитора, «Алеко» (в обоих случаях в основе фабулы – любовный треугольник, приводящий к трагической гибели героев), однако это сходство лишь внешнее. Герои «Алеко» хоть и подчинены страстям, но имеют право выбора, а во «Франческе» любовники изначально обречены на смерть и вечные страдания, так же как несчастный супруг обречен на убийство.
За свою жизнь Рахманинов сочинил всего три оперы («Франческа» и написанный почти одновременно «Скупой рыцарь» завершают оперную карьеру композитора), больше тяготея к кантатно-ораториальным жанрам. «Франческа да Римини» также мыслилась почти как кантата, на это указывает хотя бы тот факт, что пролог – большое симфоническое полотно, в котором певцы едва пропевают несколько фраз и который занимает ничтожно малую часть либретто, – длится чуть ли не треть оперы. Нет здесь и ярких драматических столкновений: вместо того чтобы следить за перипетиями сюжета, композитор предлагает погрузиться в бесконечное странствие по лабиринтам человеческой души. Музыка окрашена в темные рахманиновские тона, а сочетание эмоциональной приподнятости и отстраненности напоминает о симфонических произведениях композитора.
Либретто «Франчески» Модест Чайковский написал еще в девяностых годах XIX века и предложил его Римскому-Корсакову и Лядову. Сумрачный средневековый сюжет не увлек ни того ни другого, но вдохновил Рахманинова, который начал работу над оперой в 1900 году, во время поездки по Италии. Завершено сочинение было вместе со «Скупым рыцарем» в 1904 году, в период пребывания на посту директора Большого театра. Премьера обоих произведений, состоявшаяся в Большом театре 11 января 1906 года, успеха не имела (Россия переживала первую революцию, и публике было не до оперных новинок).
«Франческа да Римини» оставалась в репертуаре Большого театра до семидесятых годов XX века, а также звучала в концертном исполнении на разных сценах России, но до недавнего времени была почти неизвестна на Западе. Екатерина Юсупова
Продолжительность концерта 1 час 05 минут
Концерт идет без антракта
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)