Санкт-Петербург, Концертный зал

Франческа да Римини (концертное исполнение)


опера Сергея Рахманинова

Сопровождается синхронными титрами на русском языке
Год Рахманинова в Мариинском

Исполнители

Дирижер –

Павел Смелков

Франческа – Екатерина Гончарова
Паоло – Гамид Абдулов
Малатеста – Григорий Чернецов
Данте – Иван Куликов
Тень Вергилия – Иван Новосёлов

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Сергея Рахманинова
Либретто Модеста Чайковского

Концертмейстер – Арина Ваганова

Краткое содержание

Пролог
Первый круг ада, скалы, мрак. Появляются тени Вергилия и Данте. Они со страхом спускаются вниз. В вихре со стонами и криками отчаяния пролетают души страждущих. Среди них Данте замечает две печальные тени. Поэт обращается к ним с просьбой поведать о себе. В ответ слышатся голоса Паоло и Франчески: «Нет более великой скорби в мире, как вспоминать о времени счастливом в несчастье...»

Первая картина
Римини. Дворец Малатесты. Ланчотто собирается в поход против врагов папы и приказывает слугам позвать супругу. Он размышляет о том, что обманул Франческу: послав за ней брата Паоло, он по наущению отца Франчески скрыл, что тот поведет ее к алтарю лишь как представитель Ланчотто. Она клялась пред Богом быть верной женой Паоло. Приехав в Римини, Франческа узнала, что ее муж – не красавец Паоло, а хромой уродливый Ланчотто. Теперь душу Ланчотто терзают подозрения: Паоло так красив, так нежен с ней. Ланчотто хочет убедиться в измене жены. Входит Франческа. Малатеста объявляет ей о походе. Она предлагает на время отсутствия супруга удалиться в монастырь, но тот оставляет ее под охраной Паоло. Франческа готова подчиниться любому решению супруга. Отчаяние охватывает его: он желает не подчинения, а любви! Но Франческа не умеет лгать. Она спрашивает, когда вернется супруг, и он отвечает – когда падут враги, не раньше. После ухода Франчески Ланчотто злорадно хохочет: «Когда вернусь?.. Узнаешь скоро!»

Вторая картина
Комната во Дворце Римини. Паоло читает Франческе историю о Ланселоте и прекрасной Гиневре. Под впечатлением прочитанного он, не в силах сдержать свои чувства, падает на колени перед Франческой и рыдает. Напрасно она утешает его: недолог срок земных скитаний, блаженство ждет их за гранью мира... Но Паоло отвергает рай с его красой бесстрастной, он хочет блаженства на земле! Он обнимает Франческу. «С тобою ад мне лучше рая», – признается она. Внезапно появляется Ланчотто. Он заносит кинжал над влюбленными и произносит вечное проклятье преступившим обеты. Облака заволакивают все. Раздаются раздирающие крики Франчески и Паоло. Им откликаются вопли и крики страждущих.

Эпилог
Снова круг ада. «О, в этот день мы больше не читали!» – восклицают тени Франчески и Паоло и исчезают в адских вихрях. Данте протягивает им руки и падает навзничь.


В начале XX века, когда Рахманинов писал оперу «Франческа да Римини» на сюжет Данте, композиторы, поэты и художники испытывали особый интерес к религиозно-мистическим темам. Для Рахманинова обращение к подобным сюжетам не было данью моде – звуки потустороннего слышны не только в «Острове мертвых» (1909) и «Колоколах» (1913), но и в «Симфонических танцах» (1940), написанных десятилетия спустя. В этом смысле «Франческа» – первый опус в грандиозном цикле сочинений, посвященных судьбе и смерти.
Ее сюжет также напоминает о первой опере композитора, «Алеко» (в обоих случаях в основе фабулы – любовный треугольник, приводящий к трагической гибели героев), однако это сходство лишь внешнее. Герои «Алеко» хоть и подчинены страстям, но имеют право выбора, а во «Франческе» любовники изначально обречены на смерть и вечные страдания, так же как несчастный супруг обречен на убийство.
За свою жизнь Рахманинов сочинил всего три оперы («Франческа» и написанный почти одновременно «Скупой рыцарь» завершают оперную карьеру композитора), больше тяготея к кантатно-ораториальным жанрам. «Франческа да Римини» также мыслилась почти как кантата, на это указывает хотя бы тот факт, что пролог – большое симфоническое полотно, в котором певцы едва пропевают несколько фраз и который занимает ничтожно малую часть либретто, – длится чуть ли не треть оперы. Нет здесь и ярких драматических столкновений: вместо того чтобы следить за перипетиями сюжета, композитор предлагает погрузиться в бесконечное странствие по лабиринтам человеческой души. Музыка окрашена в темные рахманиновские тона, а сочетание эмоциональной приподнятости и отстраненности напоминает о симфонических произведениях композитора.
Либретто «Франчески» Модест Чайковский написал еще в девяностых годах XIX века и предложил его Римскому-Корсакову и Лядову. Сумрачный средневековый сюжет не увлек ни того ни другого, но вдохновил Рахманинова, который начал работу над оперой в 1900 году, во время поездки по Италии. Завершено сочинение было вместе со «Скупым рыцарем» в 1904 году, в период пребывания на посту директора Большого театра. Премьера обоих произведений, состоявшаяся в Большом театре 11 января 1906 года, успеха не имела (Россия переживала первую революцию, и публике было не до оперных новинок).
«Франческа да Римини» оставалась в репертуаре Большого театра до семидесятых годов XX века, а также звучала в концертном исполнении на разных сценах России, но до недавнего времени была почти неизвестна на Западе. Екатерина Юсупова


Продолжительность концерта 1 час 05 минут
Концерт идет без антракта


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)