Санкт-Петербург, Мариинский-2

Демон

ПРЕМЬЕРА


опера Антона Рубинштейна

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском языке


 Виртуальная выставка
«От Демона к Демону: артисты Мариинского театра в титульной роли оперы Рубинштейна»

 

Исполнители

Демон – Евгений Никитин
Князь Гудал – Юрий Воробьёв
Тамара – Наталья Павлова
Князь Синодал – Игорь Морозов

Мировая премьера: 13 (25) января 1875, Мариинский театр
Премьера постановки: 23 сентября 2023 года


Продолжительность спектакля 3 часа
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 16+

Авторы и постановщики

Музыка Антона Рубинштейна
Либретто Павла Висковатова по одноименной поэме Михаила Лермонтова

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер – Елизавета Корнеева
Художник по декорациям – Екатерина Агений
Художник по костюмам – Жанна Усачёва
Художник по свету – Валентин Бакоян
Художник по видео – Анастасия Андреева
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Главный хормейстер – Константин Рылов
Хореограф – Константин Хлебников

Краткое содержание

Действие первое
Кавказские горы, буря. Демон, «дух отрицанья, дух сомненья», клянет жалкий мир, пресмыкающийся в рабстве. Тщетно Ангел призывает Демона покаяться – гордый дух не желает примирения.
Дочь князя Гудала, прекрасная Тамара, вместе с подругами и няней спускается за водой к Арагве. Демон, появившийся в этом цветущем уголке земли, поражен ее красотой. Не видимый никем, кроме самой Тамары, «вольный сын эфира» призывает ее отречься от земного счастья и последовать за ним «в надзвездные края». Испуганная красавица устремляется домой.
Горное ущелье. Молодой князь Синодал спешит к своей невесте Тамаре – на завтра назначена их свадьба. Чтобы остановить караван, Демон устраивает горный обвал. Путники располагаются на ночлег. По велению Демона на караван нападают разбойники. Синодал гибнет в неравной схватке.

Действие второе
В замке Гудала готовятся к свадьбе. Гонец сообщает, что молодой князь задерживается из-за обвала и прибудет в полдень. Тамара в смятении: она любит Синодала, но речи таинственного искусителя нарушили ее покой. Старый слуга приводит коня, который несет на себе тело погибшего жениха. Княжна в отчаянии, но перед ней снова возникает видение Демона, зовущего ее с собой и сулящего власть над миром. Тамара просит отца разрешить ей уйти в монастырь. Старый князь нехотя отпускает дочь и клянется отомстить за нее.

Действие третье
Ночь, монастырская ограда. Преображенный любовью Демон мечтает о счастье с Тамарой. Ради нее изгнанник рая готов отказаться от бессмертия и власти. Ангел преграждает дорогу Демону, но тот с гневом отстраняет его: «Она моя!»
Тамара возвращается в келью из молельни. Девушке не спится, ее неотвязно преследует образ Демона. Мрачный дух внезапно сам является перед ней. Обещая сложить к ногам любимой все сокровища мира, Демон молит Тамару ответить на его призыв. Тамара сопротивляется, но страстные речи Демона постепенно вызывают в ней ответную любовь. Демон целует девушку, и она тотчас падает мертвой.
Надменный дух торжествует, ведь он овладел чистой душой Тамары. Но Ангел приносит благую весть: девушка искупила свои сомнения любовью и страданием, Тамара прощена. Демон опять остается один. В ярости он проклинает весь мир, ангелы же уносят душу Тамары в небеса.


Опера Антона Рубинштейна «Демон» – 1871 года рождения. Рядом с ней на шкале истории русской оперы расположены важнейшие вехи: Чайковский заявил о себе как об оперном композиторе (только что поставлен «Кузнец Вакула», «Опричник» еще в работе), Римский-Корсаков трудится над первой своей оперой – «Псковитянкой», Мусоргский пишет «Бориса Годунова». В Европе рубеж 1860–1870-х отмечен премьерами «Золота Рейна» и «Валькирии» Вагнера. Среди ровесников «Демона» – «Аида» Верди. Антону Рубинштейну в это время сорок с небольшим лет, он знаменитый на весь мир пианист-виртуоз, дирижер, педагог, основатель Русского музыкального общества и Санкт-Петербургской консерватории. Композиция – только одно из многочисленных его занятий, времени на нее остается мало, но Антону Григорьевичу помогает кипучая музыкальная фантазия, огромный слуховой опыт и способность к интенсивному, «ударному» труду. «Демон» создан всего за три месяца. Рубинштейн творил на волне вдохновения, после чего переходил к следующему проекту; подолгу оттачивать материал было несвойственно его натуре, склонной к импровизации, свободному музицированию, спонтанному творчеству. Все это заметно и в «Демоне» – романтической опере, на которой едва ли отразилась вагнеровская концепция сквозного и цельного музыкально-драматического действа. «Демон» складывается из контрастных музыкальных картин, в числе которых есть захватывающие, буквально космические пейзажи. Титульный персонаж, неизбежно упрощенный по сравнению с героем Лермонтова, наделен баритоновой партией исключительной красоты. Именно в душе Демона происходят главные события оперы; жанровые номера, хоры, балет служат живописным обрамлением этой титанической фигуры. Противостоять обаянию мятежного духа непросто, особенно когда лермонтовский хорей превращается в его устах в завораживающую, околдовывающую баркаролу: «На воздушном океане без руля и без ветрил тихо плавают в тумане хоры стройные светил…»
В Мариинском театре «Демон» ставился не раз, начиная с мировой премьеры в 1875 году. В этом сезоне свою трактовку лучшей оперы Рубинштейна представит Елизавета Корнеева. Музыка Антона Григорьевича для нее могучий «кавказский водопад, извергающийся с самых высоких гор». Полюбоваться этим величественным потоком Мариинский театр приглашает своих зрителей. Христина Батюшина


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)