Никия – Мария Ильюшкина
Гамзатти – Александра Хитеева
Солор – Эвен Капитен
Золотой божок – Раманбек Бейшеналиев
Трио теней: Мария Кошкарёва, Ярославна Куприна, Анастасия Плотникова
Темпераментный Солор Реджепмырата Абдыева украшал «Баядерку» Мариинского (тогда Кировского) театра в 1970-80-е годы. Харизматичный танцовщик покорял своей органикой – его персонажам зрители верили – и вдохновлял публику техникой исполнения. Сложнейшую вариацию в гран-па второго акта его воин танцевал с луком в руках – именно так, как было задумано в постановке, без поблажек и упрощений.
Путь к признанию у искушенной балетной публики, воспитанной на блестящих образцах ленинградской школы, начинался у Реджепмырата Абдыева в классах Ташкентского хореографического училища. После его окончания талантливый артист исполнял главные партии в спектаклях театра оперы и балета города Ашхабада, но стремление к совершенству привело Абдыева в Ленинград, в школу на улице Зодчего Росси. Ученик Геннадия Наумовича Селюцкого и Александра Ивановича Пушкина, после выпуска из Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой он танцевал в Малом театре оперы и балета. Уже одна из первых ролей – Пастуха в новом балете Наталии Касаткиной и Владимира Василёва «Весна священная» – подарила не только радость творческого поиска, но и заслужила высокую оценку авторитетных коллег: работа артиста была отмечена первой премией Всероссийского фестиваля музыкальных театров. А дальше последовал многолетний поиск совершенства в спектаклях Театра имени Кирова. Романтичные Альберт, Зигфрид и Дезире, темпераментные Базиль, Али Батыр и Абдерахман, утонченный Ферхад и гротескный Квазимодо, страстный Гармодий в «Спартаке» и героический Юноша в «Ленинградской симфонии» – Реджепмырат Абдыев перетанцевал огромный репертуар в Кировском театре. И теперь в роли балетмейстера-репетитора он учит своих воспитанников тому, что сам считал важным в танце, – всегда искать суть персонажа, свою интерпретацию роли, ведь техника – это только инструмент для раскрытия образа. В Мариинском театре он готовил партии с Андрианом Фадеевым, Андреем Меркурьевым, Денисом Матвиенко, Андреем Баталовым, Владимиром Шишовым, Карэном Иоаннисяном, Тимуром Аскеровым, Алексеем Кузьминым, Александром Романчиковым, Раманбеком Бейшеналиевым, Русланом Стенюшкиным, всякий раз стремясь подчеркнуть индивидуальность каждого артиста. Сегодня, в день 75-летия, поиск творческого совершенства продолжается!
Премьера – 23 января 1877 года, Большой театр, Санкт-Петербург
Премьера редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани – 10 февраля 1941 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
«Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия. История любви, рассказанная трепетными танцевальными дуэтами и пантомимными диалогами, развернутыми кордебалетными ансамблями и эффектными танцами солистов. Красочное масштабное полотно, сотканное сложнейшим хореографическим текстом, «Баядерка» – это экзамен на профессионализм, балеринский и премьерский блеск и актерское мастерство для исполнителей. Мариус Петипа сочинил этот спектакль в 1877 году для бенефиса виртуозки Екатерины Вазем, стараясь максимально полно и в достойной оправе представить талант своей любимой балерины.
Танцевальную поэму Петипа складывал исходя из сюжета о любви знатного индийского воина и храмовой танцовщицы. Экзотический колорит стал залогом зрелищности, а мелодраматичная история обманутой любви, типичная для театральной сцены середины XIX века, незатейливая в словесном изложении, в хореографических откровениях Петипа наполнилась глубиной, нюансами, обобщениями. Cо временем изменилась конструкция спектакля, выстроенная гениальным чутьем хореографа, который умел в нужной пропорции смешивать парадную дивертисментность дворцового праздника и пронзительный надрыв трагического монолога покинутой героини, напряженную эмоциональность пантомимного изображения земных событий и отстраненность классического танца в царстве теней.
В ХХ веке «Баядерка» «похудела» на целый акт – рационализм советского взгляда на мир отверг простодушно бутафорское изображение возмездия за клятвопреступничество, а с финальным крушением дворца из спектакля исчезла и драматургическая и танцевальная развязка. Оставшиеся в балете реалии театрального XIX века, плюшевые тигры и слоны на колесиках, сегодня выглядят умилительно забавно, но их незатейливая конкретика оттеняет вневременную гармонию акта теней, чарующего шедевра Петипа, в котором его гений как никогда был близок к абсолюту. Ольга Макарова
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)