Санкт-Петербург, Мариинский театр

Баядерка


балет Людвига Минкуса

Исполнители

Дирижер –

Борис Грузин

Никия – Мария Ильюшкина
Гамзатти – Александра Хитеева
Солор – Эвен Капитен
Золотой божок – Раманбек Бейшеналиев
Трио теней: Мария Кошкарёва, Ярославна Куприна, Анастасия Плотникова


Темпераментный Солор Реджепмырата Абдыева украшал «Баядерку» Мариинского (тогда Кировского) театра в 1970-80-е годы. Харизматичный танцовщик покорял своей органикой – его персонажам зрители верили – и вдохновлял публику техникой исполнения. Сложнейшую вариацию в гран-па второго акта его воин танцевал с луком в руках – именно так, как было задумано в постановке, без поблажек и упрощений.
Путь к признанию у искушенной балетной публики, воспитанной на блестящих образцах ленинградской школы, начинался у Реджепмырата Абдыева в классах Ташкентского хореографического училища. После его окончания талантливый артист исполнял главные партии в спектаклях театра оперы и балета города Ашхабада, но стремление к совершенству привело Абдыева в Ленинград, в школу на улице Зодчего Росси. Ученик Геннадия Наумовича Селюцкого и Александра Ивановича Пушкина, после выпуска из Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой он танцевал в Малом театре оперы и балета. Уже одна из первых ролей – Пастуха в новом балете Наталии Касаткиной и Владимира Василёва «Весна священная» – подарила не только радость творческого поиска, но и заслужила высокую оценку авторитетных коллег: работа артиста была отмечена первой премией Всероссийского фестиваля музыкальных театров. А дальше последовал многолетний поиск совершенства в спектаклях Театра имени Кирова. Романтичные Альберт, Зигфрид и Дезире, темпераментные Базиль, Али Батыр и Абдерахман, утонченный Ферхад и гротескный Квазимодо, страстный Гармодий в «Спартаке» и героический Юноша в «Ленинградской симфонии» – Реджепмырат Абдыев перетанцевал огромный репертуар в Кировском театре. И теперь в роли балетмейстера-репетитора он учит своих воспитанников тому, что сам считал важным в танце, – всегда искать суть персонажа, свою интерпретацию роли, ведь техника – это только инструмент для раскрытия образа. В Мариинском театре он готовил партии с Андрианом Фадеевым, Андреем Меркурьевым, Денисом Матвиенко, Андреем Баталовым, Владимиром Шишовым, Карэном Иоаннисяном, Тимуром Аскеровым, Алексеем Кузьминым, Александром Романчиковым, Раманбеком Бейшеналиевым, Русланом Стенюшкиным, всякий раз стремясь подчеркнуть индивидуальность каждого артиста. Сегодня, в день 75-летия, поиск творческого совершенства продолжается!

Премьера – 23 января 1877 года, Большой театр, Санкт-Петербург
Премьера редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани – 10 февраля 1941 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)


Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Людвига Минкуса
Хореография Мариуса Петипа (1877) в редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани (1941),
с отдельными танцами Константина Сергеева, Николая Зубковского
Либретто Мариуса Петипа и Сергея Худекова

Художник-постановщик – Михаил Шишлянников
(по мотивам декораций Адольфа Кваппа, Константина Иванова, Петра Ламбина, Ореста Аллегри)
Костюмы Евгения Пономарёва
Художник по свету – Михаил Шишлянников

Краткое содержание

Первое действие
Картина первая
Знатная молодежь возвращается с охоты на тигра. Знаменитый воин Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что будет ждать ее ночью у храма.
Торжественным появлением Великого брамина, жрецов и баядерок, служительниц храма, открывается праздник поклонения огню. Кульминация торжества – танец прекрасной Никии.
Великий брамин, забыв о священном сане и связанном с ним обете безбрачия, признаётся Никии в любви. Он обещает ей все богатства Индии – все, что она пожелает. Но Никия с ужасом отталкивает его.
Ночью Никия тайно приходит на свидание к Солору. Солор уговаривает баядерку бежать с ним туда, где их никто не знает и где они будут счастливы. Но свидетелем пылких объяснений оказывается Великий брамин, и он клянется отомстить влюблённым.

Картина вторая
Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой лучшего и храбрейшего воина – Солора. Гамзатти счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию и дал ей клятву верности!..
Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию. Появляется и Великий брамин. Рассчитывая погубить соперника, он рассказывает радже о любви Никии и Солора. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, но Дугманта неумолим.
Гамзатти подслушала этот разговор. Она приказывает невольнице привести Никию и как бы случайно показывает ей портрет своего жениха. Никия в отчаянии, она протестует: Солор любит только её и только ей будет принадлежать. Гамзатти требует, молит Никию отказаться от Солора, но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с любимым. В гневе Никия заносит над соперницей кинжал, и только служанка спасает Гамзатти от неминуемой смерти.

Второе действие
Площадь перед дворцом раджи. Свадьба Гамзатти и Солора.
Танцующей Никии подносят корзину цветов, из которой выползает змея и смертельно жалит баядерку. 
Великий брамин обещает Никии противоядие, если она забудет Солора. Однако Никия остаётся верной своей любви и, умирая, напоминает любимому о его клятве.

Третье действие
Картина первая
Солор безутешен. Его мучает раскаяние. Магедавея, пытаясь отвлечь юношу от тяжелых дум, зовёт заклинателя змей. Под звуки флейты Солор забывается сном.

Картина вторая
Перед Солором из мрака появляются тени мёртвых. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Он видит Никию среди них. Она зовет его…


«Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия. История любви, рассказанная трепетными танцевальными дуэтами и пантомимными диалогами, развернутыми кордебалетными ансамблями и эффектными танцами солистов. Красочное масштабное полотно, сотканное сложнейшим хореографическим текстом, «Баядерка» – это экзамен на профессионализм, балеринский и премьерский блеск и актерское мастерство для исполнителей. Мариус Петипа сочинил этот спектакль в 1877 году для бенефиса виртуозки Екатерины Вазем, стараясь максимально полно и в достойной оправе представить талант своей любимой балерины.
Танцевальную поэму Петипа складывал исходя из сюжета о любви знатного индийского воина и храмовой танцовщицы. Экзотический колорит стал залогом зрелищности, а мелодраматичная история обманутой любви, типичная для театральной сцены середины XIX века, незатейливая в словесном изложении, в хореографических откровениях Петипа наполнилась глубиной, нюансами, обобщениями. Cо временем изменилась конструкция спектакля, выстроенная гениальным чутьем хореографа, который умел в нужной пропорции смешивать парадную дивертисментность дворцового праздника и пронзительный надрыв трагического монолога покинутой героини, напряженную эмоциональность пантомимного изображения земных событий и отстраненность классического танца в царстве теней.
В ХХ веке «Баядерка» «похудела» на целый акт – рационализм советского взгляда на мир отверг простодушно бутафорское изображение возмездия за клятвопреступничество, а с финальным крушением дворца из спектакля исчезла и драматургическая и танцевальная развязка. Оставшиеся в балете реалии театрального XIX века, плюшевые тигры и слоны на колесиках, сегодня выглядят умилительно забавно, но их незатейливая конкретика оттеняет вневременную гармонию акта теней, чарующего шедевра Петипа, в котором его гений как никогда был близок к абсолюту. Ольга Макарова


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)