Санкт-Петербург, Концертный зал

Денис Мацуев и Валерий Гергиев. Первый фортепианный концерт Шостаковича

Денис Мацуев, Александр Чайковский и Валерий Гергиев представляют победителей I Международного конкурса им. С. В. Рахманинова


Международный конкурс имени Рахманинова завершится в Москве 27 июня, а 28 июня победители выступят в Концертном зале Мариинского театра


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Денис Мацуев (фортепиано)
Тимур Мартынов (труба)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Дмитрий Шостакович
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до минор, соч. 35


Полная программа концерта будет опубликована позднее


Фанфары для лауреатов – гала-концерт победителей первого конкурса имени Рахманинова откроется выступлениями участников первого фестиваля духовых инструментов «Брасс белых ночей», который проходит в эти дни в Мариинском.

Валерий Гергиев, который принимал участие в работе жюри дирижерского конкурса, решил добавить петербургскому концерту остроты, показать, как важны для музыкантов общение, встречи на сцене и взаимная поддержка.

Откроет вечер Первый фортепианный концерт Шостаковича, сочинение, в котором солистами-партнерами выступают фортепиано и труба. Играть эти виртуозные партии будут Денис Мацуев и Тимур Мартынов. А кто выступит во второй части концерта станет известно после объявления имен победителей.

О концерте


После гигантской партитуры «Леди Макбет Мценского уезда» – «оперы, которая делает эпоху» (так сказал о ней дирижировавший премьерой в Малеготе Самуил Самосуд), – Дмитрий Шостакович словно бы вспомнил, что он пианист, едва не сделавший исполнительскую карьеру. Уже две недели спустя после завершения оперы он задумывает – один за другим – два соседних опуса: Двадцать четыре прелюдии и Первый фортепианный концерт. Вместе с написанной вскоре Виолончельной сонатой они в середине 30-х годов стали излюбленными номерами в репертуаре Шостаковича-пианиста, выступавшего в городах СССР с авторскими концертами. В Концерте нашла продолжение та «линия очеловечения музыки», на которую обратил внимание Борис Асафьев в опере Шостаковича. В лиризме, оказалось, композитору совершенно напрасно отказывали (как в свое время молодому Сергею Прокофьеву). В медленной элегии Шостакович (вслед за Чайковским) возводит в «перл создания» вальс, точнее его современную бытовую разновидность – вальс-бостон. Но, словно стесняясь открытого выражения чувств – черта, свойственная застенчивой молодости, – композитор прячет лиризм в складках антиромантических одежд. По-бетховенски строгую главную тему первой части оттеняет легким жанром, а в финале брызжущие юмором цитаты из фортепианной сонаты Гайдна и рондо Бетховена «Ярость из-за потерянного гроша» сочетает с одесскими песенками и кабаретными мотивами. Интересна инструментовка концерта: фортепиано сопровождают одни струнные, но временами на вторую «главную роль» выходит труба – то передразнивающая, то комментирующая солиста. Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)