Санкт-Петербург, Мариинский театр

Дон Кихот

При посещении театра необходимо предъявлять QR-код (подробнее...)


балет Александра Горского на музыку Людвига Минкуса

Памяти Семена Каплана

Исполнители

Китри – Мария Хорева
Базиль – Владимир Шкляров
Гамаш – Дмитрий Пыхачов
Эспада – Роман Беляков
Уличная танцовщица – Мария Буланова
Мерседес – Ольга Белик
Цветочницы: Мария Чернявская, Шамала Гусейнова
Повелительница дриад – Мария Ильюшкина
Амур – Тамара Гимадиева
Вариация – Анастасия Смирнова


«В танцах должна чувствоваться сила, а не усилие», – эти слова Семен Каплан сделал эпиграфом к рукописи о методике преподавания своего учителя Владимира Пономарёва и, очевидно, руководствовался этим утверждением на протяжении всей исполнительской карьеры. В танце Каплана был темперамент, характер – сила и энергетическая мощь ощущались с первого его появления на сцене. Гармонично сложенный красавец-атлет, он с элегантной легкостью справлялся со сложнейшими техническими элементами. Природа щедро одарила артиста балетными данными, и он, воспитав свое тело под руководством педагогов Ленинградского хореографического училища, в Кировском театре радовал публику высоким прыжком с невероятным баллоном (способностью зависать в воздухе) и мягкими приземлениями, стремительными вращениями и удивительной органикой танца. «Его движения и жесты заполняли пространство… не оставляя пустым, необжитым ни одного миллиметра. Ничего не делал ради эффекта, но всё – полновесно, мощно», – восхищались талантом Каплана коллеги.

Придя в театр в 1930-м, на своем без малого тридцатилетним сценическом пути он перетанцевал огромный репертуар: главные партии в классике, в создававшихся в те годы балетах Федора Лопухова, Вахтанга Чабукиани, Ростислава Захарова, Леонида Лавровского, Василия Вайнонена, Нины Анисимовой. И в каждой роли, будь то принц в «Лебедином озере» или «Спящей красавице», темпераментный испанец в «Дон Кихоте», пылкий армянин в «Гаянэ» или революционер Филипп в «Пламени Парижа», Семен Каплан вдумчиво проживал жизнь персонажа, неизменно покоряя партнеров и зрителей обаянием, а его танец отличала культура – позы, жеста, ношения костюма. Ее привили педагоги, носители еще петербургских традиций, заставшие эпоху императорских театров. И Семен Соломонович, завершив исполнительскую карьеру и став репетитором, старался передать эту эстафету вкуса своим подопечным. В Театре им. Кирова он готовил партии с Валерием Пановым, Олегом Соколовым, Сергеем Викуловым, Реджепом Абдыевым, Михаилом Барышниковым, Борисом Бланковым, Вадимом Гуляевым, добиваясь совершенства техники и благородства танцевальной манеры. Своими знаниями и огромной любовью к профессии Семен Соломонович делился и в Ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой: из его класса на ленинградскую сцену вышли Андрей Гарбуз, Владимир Пономарёв, Юрий Фатеев. Сегодня ученики Каплана – репетиторы нового поколения артистов, а значит, не прерывается связь с золотой эпохой ленинградского мужского танца, славу которой во многом составил талант Семена Каплана.

Авторы и постановщики

Музыка Людвига Минкуса
Либретто Мариуса Петипа на сюжет романа Мигеля де Сервантеса Сааведры
Хореография Александра Горского (1902) по мотивам спектакля Мариуса Петипа
Постановка цыганского и восточного танцев Нины Анисимовой, постановка фанданго Федора Лопухова

Декорации Александра Головина и Константина Коровина
Костюмы Константина Коровина
Реставрация декораций Михаила Шишлянникова
Художник по адаптации света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов

Краткое содержание

Пролог
Начитавшись рыцарских романов, Дон Кихот решает отправиться на поиски приключений вместе со слугой Санчо Пансой, сделав его своим оруженосцем.


Действие I
Картина первая
На площади у кабачка Лоренцо в Барселоне веселится народ. Здесь и задорная Китри, дочь хозяина кабачка, и влюбленный в нее цирюльник Базиль. Лоренцо неугоден бедняк, ему более по сердцу богатый дворянин Гамаш, который хочет жениться на Китри.
Толпа приветствует уличную танцовщицу и тореадора Эспаду. Общее удивление вызывает появление рыцаря Дон Кихота. Путешественника приглашают к столу. Девушки потешаются над толстяком Санчо Пансой.
Дон Кихот поражен красотой Китри. Не она ли в образе прекрасной Дульсинеи являлась ему в грезах?


Действие II
Картина вторая
Китри и Базиль сбежали от Лоренцо и Гамаша. Они забрели в цыганский табор.
Вскоре в таборе появляется и Дон Кихот. Его приглашают посмотреть спектакль. Дон Кихот взволнованно следит за ходом пьесы и, забывая, что это театр, бросается защищать обиженных. Увидев ветряную мельницу, он принимает ее за злого волшебника, которого должен поразить, и вступает с ней в бой.

Картина третья
Уснувшего Дон Кихота преследуют видения: он – в царстве дриад, среди которых Китри в образе прекрасной Дульсинеи.

Картина четвертая
Китри и Базиля настигают Лоренцо и Гамаш, но влюбленным удается скрыться. Дон Кихот направляет преследователей по ложному пути, но простодушный Санчо Панса исправляет «ошибку» своего господина. Погоня продолжается.


Действие III
Картина пятая
В кабачке веселится и танцует молодежь. Среди них Китри и Базиль.
Лоренцо настигает влюбленных. Мужем Китри должен стать Гамаш.
Базиль разыгрывает сцену самоубийства. Китри умоляет Дон Кихота уговорить отца выполнить предсмертную просьбу Базиля – благословить их любовь. Как только Лоренцо исполняет желание дочери, Базиль «оживает».

Картина шестая
Свадьба Китри и Базиля. Почетное место среди гостей принадлежит Дон Кихоту.
Пожелав молодоженам счастья, благородный рыцарь отправляется в путь. Его ждут новые подвиги.

О спектакле

Доставшийся нам в наследство от золотого века классического балета «Дон Кихот» – яркий образец балетной Испании с зажигательными ансамблевыми танцами, кастаньетами, веерами, юбками в горох, розами и гребнями в женских прическах.
Несмотря на название, это не интерпретация романа Сервантеса. Основой сюжета и поводом для танцев стал лишь один эпизод из многочисленных приключений хитроумного идальго – история о несостоявшейся свадьбе богача Камачо (в балете – Гамаш) с красавицей Китерией (Китри), возлюбленной деревенского юноши Басилио (Базиль). И Дон Кихот в спектакле – далеко не главный герой по балетным меркам, его роль – пантомимно-пешеходная, а все танцевальные свершения отданы другим персонажам.
Праздничный, увлекающий темпераментом и виртуозностью спектакль был поставлен в 1900 году (а в 1902-м перенесен из московского Большого в Мариинский театр) Александром Горским по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа, украшавшего петербургскую афишу с 1871 года. Молодой и пылкий хореограф Горский на заре ХХ века был очарован идеями Станиславского (только что открывшего Московский художественный театр) и во имя «жизненной правды» в балете превратил симметричный кордебалет, привычный для постановок своего старшего коллеги Петипа, в играющую, переживающую, веселящуюся толпу. Первые зрители спектакля вспоминали: «На площади эта живая страстная толпа заставляет верить до полнейшей иллюзии в солнце, под которым так хочется влюбляться, дразнить друг друга, гоняться за убегающей, прячущейся за веером красавицей...»
Сохранив в своей версии контуры либретто, написанную Минкусом для Петипа музыку и многие хореографические куски, Горский пересмотрел некоторые сцены существовавшего спектакля. Современный «Дон Кихот»  – пожалуй, чемпион балетного репертуара по танцевальной разноголосице: он хранит голоса Мариуса Петипа, Александра Горского, Федора Лопухова, в 1923-м сочинившего «в духе фольклора» испанское фанданго, и Нины Анисимовой, в 1946-м добавившей свой цыганский танец. Да и многие танцовщики-исполнители партии Базиля вполне могут считаться соавторами хореографии главного персонажа – не раз индивидуальные придумки и трюки, призванные во всем блеске раскрыть возможности артиста, закреплялись в тексте вариаций. Для солистов «Дон Кихот» – это не только планка виртуозности, это и возможность окунуться в стихию игры, где даже небольшая роль способна расцвести целым букетом юмористических красок. А зрителей этот спектакль, в котором на равных соседствуют жанрово-бытовые сценки, характерная хореография и чистая классика, неизменно очаровывает щедрой танцевальностью и атмосферой беззаботной праздничности.
Ольга Макарова


Премьера балета в хореографии Мариуса Петипа – 14 декабря 1869 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Александра Горского – 6 декабря 1900 года, Большой театр, Москва
Премьера версии Александра Горского в Мариинском театре – 20 января 1902 года

Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)