I. БАЙКА ПРО ЛИСУ, ПЕТУХА, КОТА ДА БАРАНА
балет
Музыка Игоря Стравинского
либретто композитора по русским сказкам из сборника Александра Афанасьева
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер и хореограф – Максим Петров
Художник-постановщик – Альона Пикалова
Художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина
Художник по свету – Константин Бинкин
Художник по видео – Сергей Рылко
Художник анимационных персонажей – Юлия Гильчёнок
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Исполнители:
Алексей Атаманов
Эрвин Загидуллин
Максим Зенин
Максим Изместьев
Артем Келлерман
Виктор Литвиненко
Аарон Осава-Горовиц
Павел Остапенко
Дмитрий Пыхачов
Ярослав Рыжов
Василий Щербаков
Тенор I – Александр Тимченко
Тенор II – Александр Трофимов
Бас I – Ярослав Петряник
Бас II – Юрий Власов
II. ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
восемь очень легких пьес на пяти нотах для фортепиано
Музыка Игоря Стравинского
музыкальный антракт
Исполняет Людмила Свешникова (фортепиано)
III. МАВРА
опера
Музыка Игоря Стравинского
либретто Бориса Кохно по поэме Александра Пушкина «Домик в Коломне»
сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер и хореограф – Максим Петров
Художник-постановщик – Альона Пикалова
Художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина
Художник по свету – Константин Бинкин
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Гусар – Евгений Акимов
Мать – Анна Кикнадзе
Параша – Ирина Чурилова
Соседка – Екатерина Крапивина
IV. ПОЦЕЛУЙ ФЕИ
балет
Музыка Игоря Стравинского
либретто композитора по сказкам Ханса Кристиана Андерсена
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Хореограф – Максим Петров
Художник-постановщик – Альона Пикалова
Художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина
Художник по свету – Константин Бинкин
Ответственный концертмейстер – Людмила Свешникова
Юноша – Филипп Стёпин
Фея I – Екатерина Кондаурова
Фея II – Татьяна Ткаченко
Фея III – Надежда Батоева
Фея IV – Сослан Кулаев
Невеста – Рената Шакирова
Юноши: Наиль Еникеев, Артем Келлерман
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев
Три сочинения Игоря Стравинского в программе представляют три жанра.
«Байка» – «веселое представление с пением и музыкой». Сюжет даже по сказочным меркам банален (лиса похищает петуха, звери его спасают) и, в общем, не имеет значения: голоса четырех певцов не закреплены за персонажами. По строчке и по слову собирая либретто из русских народных сказок, Стравинский прежде всего интересовался фонетикой и ритмикой текста. Сегодня этот текст больше всего напоминает Хармса и Введенского, а скорость и энергия его музыкальной подачи – рэп.
«Мавра» – опера по мотивам пушкинского «Домика в Коломне», мост между Россией и Европой: партитура посвящена памяти Пушкина, Глинки и Чайковского, трех главных западников в русском искусстве XIX века. Голоса прекрасного прошлого – городские романсы, цыганские песни, итальянская опера в русском изводе – звучат как на старой пластинке. (Характерное для «Мавры» сползание музыкальных интонаций Стравинский поймал как раз в граммофонных записях, еще очень несовершенных в 1920-е годы.) Слышны и голоса петербургской Коломны, где Стравинский вырос: перезвон Николы Морского и марши военно-духовых оркестров, что квартировали в Новой Голландии.
«Поцелуй феи» – балет. Стравинский взял в работу пьесы Чайковского и посвятил ему партитуру. Можно различить десяток прямых цитат из фортепианных миниатюр и романсов, но чаще слушателя дразнят смутно узнаваемые интонации: «Поцелуй феи» напоминает работу зубастой нейросети, через которую пропустили вообще всю музыку Чайковского. «Ледяная дева» Андерсена в качестве основы либретто числится номинально – подлинный сюжет балета составляют именно приключения великого русского классика в будущем. Маршрут, который проходят зрители, – от «Колыбельной песни в бурю», что процитирована в первых тактах, до «Колыбельной страны вне времени и пространства» (название эпилога), от понятного и тесно обставленного быта к пустоте огромной сцены Мариинского-2. Богдан Королёк
Премьера «Байки про лису, петуха, кота да барана» в постановке Брониславы Нижинской: 18 мая 1922 года, Русский балет Сергея Дягилева, Париж
Премьера «Мавры»: 3 июня 1922 года, Русский балет Сергея Дягилева, Париж
Премьера «Поцелуя феи» в постановке Брониславы Нижинской: 27 ноября 1928 года, Балет Иды Рубинштейн, Париж
Премьера вечера в Мариинском театре – 11 июля 2021 года
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)