Санкт-Петербург, Мариинский театр

Петрушка
 Видение розы
 Карнавал 

одноактные балеты

Прима века: Тамара Карсавина
Четвертый спектакль 13-го абонемента

Исполнители

Cостав исполнителей будет объявлен позднее

Авторы и постановщики

Музыка Игоря Стравинского
Хореография Михаила Фокина (1911)

Либретто, декорации и костюмы Александра Бенуа
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Постановщик – Гэри Крист
Художник по возобновлению декораций – Батожан Дашицыренов
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Ответственный репетитор – Игорь Петров

Краткое содержание

Во время масленичного гуляния в балагане дается представление. Три куклы – Арап, Балерина и Петрушка – пляшут вначале для зрителей, а потом и среди зрителей. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим.
Жалкий, одинокий Петрушка влюблен в Балерину и ревнует ее к самовлюбленному и глупому Арапу. Балерина равнодушна к Петрушке. Фокусник жесток с ним. Петрушка пытается помешать флирту Балерины с Арапом, но Арап прогоняет его.
Преследуя Петрушку, он вырывается за пределы балагана и на глазах у гуляющей толпы убивает несчастного соперника. Зовут будочника. Но появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь смерть куклы, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка, который грозит кулаками своим мучителям.

О спектакле

Я познакомился c замечательной музыкой этого балета, когда она была уже закончена Стравинским и сюжет балета, созданный им вместе с А.Н. Бенуа, был совершенно готов. Я вступил в сотрудничество с композитором и художником, когда главные характеры сюжета, главная линия его развития были уже ими созданы. Тем не менее, когда я говорю «мой балет "Петрушка"», когда я говорю, что это одно из удачнейших моих достижений, одна из значительнейших моих постановок, я чувствую, что имею на это полное право.
О балете «Петрушка» можно говорить как о драматическом музыкальном произведении И.Ф. Стравинского, занимающем исключительное место среди новой музыки. О «Петрушке» можно говорить как об одном из самых лучших созданий художника Бенуа. О «Петрушке» же можно говорить как о фокинской постановке, которая является одним из полнейших осуществлений его реформы балета. В данном случае не было сотрудничества в смысле единовременной работы, совместной работы композитора, балетмейстера, художника. Это было совершенно не так, как при создании «Жар - птицы», когда Стравинский играл мне музыку при самом начале ее сочинения, а я старался передать ему каждый момент балета и взволновать его теми картинами, которые мне ясно представлялись. Теперь работа шла совершенно по другой системе. Композитор сделал все свое дело, и только тогда я приступил к своему делу. ‹…› Мы рассказали о страданиях Петрушки каждый своим языком: Стравинский – звуками, я – жестами. ‹…›
Чем меня трогает музыка «Петрушки», так это характерами Петрушки и Арапа. Не потому, что возгласы гобоя так близко напоминают гнусавый голос кукольника, сопровождающего движения куклы-петрушки глупыми выкриками через нос. Моцарт сказал, что самые ужасные ситуации должны быть пepeдаваемы так, чтобы музыка ласкала слух.
«Петрушка» – пример что можно, терзая слух, ласкать душу. Мне хорошо. Мне невыразимо приятно, что композитор нашел те звуки, те сочетания звуков и тембров, которые рисуют передо мной образ любящего, забитого, всегда несчастного Петрушки. Сейчас, когда я подбираю слова, чтобы сказать, что такое Петрушка, я чувствую, как слабо слово или как беспомощен я, и еще более ценю красноречие музыки и жеста.
Цельный образ Арапа воплощает тупое самодовольство. Сластолюбивый удачник. Баловень судьбы. Все в нем глупо. Звуки, найденные Стравинским, не ласкают уха. Нет никакой доставляющей удовольствие мелодии. Никому не придет в голову спеть для своего удовольствия партию Арапа. Это в боль¬шей части лай, фыркание или басовые pizzicato. Но какой цельный образ создается в воображении. Какое наслаждение тем, что так метко выражен характер.
Михаил Фокин. Фрагмент из книги «Против течения»


Мировая премьера – 13 июня 1911 года, «Русский балет Дягилева», Театр Шатле, Париж
Премьера постановки на сцене Мариинского театра – 6 февраля 2010 года

Продолжительность балета 40 минут

Возрастная категория 6+

30 октября 2018
5 декабря 2018
30 января 2019
25 февраля 2019
Петрушка. Видение розы. Карнавал
13 марта 2019
25 апреля 2019
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации