Никия – Светлана Захарова
Гамзатти – Олеся Новикова
Солор – Якопо Тисси
Золотой божок: Ярослав Байбордин
Трио теней: Валерия Мартынюк, Яна Селина, Анастасия Лукина
С «Баядерки» в далеком 1947 году начинался творческий путь Ольги Моисеевой – на выпускном спектакле Ленинградского хореографического училища она, ученица Агриппины Вагановой, танцевала сложнейший акт теней. Став артисткой театра имени Кирова, Моисеева быстро начала получать сольные партии, демонстрируя безупречную выучку в лучших традициях ленинградской школы. И в театре «Баядерка» стала ее первым большим спектаклем. Потом в репертуаре балерины появились Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Жизель, Китри, Зарема в «Бахчисарайском фонтане», Эгина в «Спартаке» Леонида Якобсона, Мехменэ-Бану в «Легенде о любви» Юрия Григоровича. Еще не закончив исполнительскую карьеру, Ольга Николаевна начала готовить партии с молодыми артистками. И впечатляющие результаты не заставили себя ждать. Одна из первых подопечных Моисеевой, Галина Мезенцева, получила мировое признание. А потом была работа с Алтынай Асылмуратовой, Юлией Махалиной, Ириной Желонкиной, Светланой Захаровой, Олесей Новиковой. Под чутким руководством Ольги Николаевны многие замечательные балерины Кировского – Мариинского театра добились успеха на родной сцене и на сценах лучших театров мира.
Премьера – 23 января 1877 года, Большой театр, Санкт-Петербург
Премьера редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани – 10 февраля 1941 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
«Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия. История любви, рассказанная трепетными танцевальными дуэтами и пантомимными диалогами, развернутыми кордебалетными ансамблями и эффектными танцами солистов. Красочное масштабное полотно, сотканное сложнейшим хореографическим текстом, «Баядерка» – это экзамен на профессионализм, балеринский и премьерский блеск и актерское мастерство для исполнителей. Мариус Петипа сочинил этот спектакль в 1877 году для бенефиса виртуозки Екатерины Вазем, стараясь максимально полно и в достойной оправе представить талант своей любимой балерины.
Танцевальную поэму Петипа складывал исходя из сюжета о любви знатного индийского воина и храмовой танцовщицы. Экзотический колорит стал залогом зрелищности, а мелодраматичная история обманутой любви, типичная для театральной сцены середины XIX века, незатейливая в словесном изложении, в хореографических откровениях Петипа наполнилась глубиной, нюансами, обобщениями. Cо временем изменилась конструкция спектакля, выстроенная гениальным чутьем хореографа, который умел в нужной пропорции смешивать парадную дивертисментность дворцового праздника и пронзительный надрыв трагического монолога покинутой героини, напряженную эмоциональность пантомимного изображения земных событий и отстраненность классического танца в царстве теней.
В ХХ веке «Баядерка» «похудела» на целый акт – рационализм советского взгляда на мир отверг простодушно бутафорское изображение возмездия за клятвопреступничество, а с финальным крушением дворца из спектакля исчезла и драматургическая и танцевальная развязка. Оставшиеся в балете реалии театрального XIX века, плюшевые тигры и слоны на колесиках, сегодня выглядят умилительно забавно, но их незатейливая конкретика оттеняет вневременную гармонию акта теней, чарующего шедевра Петипа, в котором его гений как никогда был близок к абсолюту. Ольга Макарова
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)