Санкт-Петербург, Концертный зал

Не только любовь

опера в 3-х действиях с эпилогом (концертное исполнение)
опера Родиона Щедрина

Пятый концерт 35-го абонемента

Исполнители

Варвара Васильевна – Анна Кикнадзе
Володя Гаврилов – Николай Емцов
Наташа – Наталья Павлова
Федот Петрович – Андрей Серов
Иван Трофимов – Ярослав Петряник
Мишка – Илья Селиванов
Гришка – Савва Хастаев
Девушка с высоким голосом – Маргарита Иванова
Катерина – Людмила Полулященко
Кондурушкин – Денис Беганский
Анюта – Екатерина Латышева
Парень – Тарас Присяжнюк
Девушки – Екатерина Латышева, Анна Шульгина

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Родиона Щедрина
Либретто Василия Катаняна по рассказам Сергея Антонова

Музыкальный руководитель и ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Концертмейстеры: Наталья Зарипова, Арина Скугарева, Анатолий Кузнецов
Хормейстер – Павел Теплов

Краткое содержание

Действие происходит в советской деревне в послевоенное время.
Действие первое
Мужики в колхозе просиживают без дела: идет дождь, продолжать работы в поле невозможно. Домой в деревню возвращается Володя Гаврилов – жених Наташи. Он учился и работал в городе. Деревенские парни встречают его неприветливо. Начавшаяся драка прекращена председателем колхоза Варварой Васильевной. Все расходятся. Варвару одолевают сомнения: с подчиненными она строга, но над погодой, от которой зависит успех жатвы, не властна. В разговоре с Володей она пытается узнать его планы, ведь в деревне не хватает рабочих рук.

Действие второе
Молодежь собралась на вечеринку. Девушки и парни, состязаясь друг с другом, поют частушки. Появляются представители колхозной самодеятельности, исполняющие неуклюжий марш, после выступает Гаврилов. Суровые моралисты из самодеятельности распекают городского, среди обвинений звучит реплика «Сумбур вместо музыки!». Володя поет с девушками лирические куплеты. На кадриль пришла Варвара, она танцует с приглянувшимся ей Володей. После вечеринки Варвара в волнении возвращается домой, ее догоняет Володя, не скрывающий своих чувств («Вот и зацелую, врешь ты, не уйдешь»). В диалог вмешивается бригадир трактористов Федот Петрович. Варвара прогоняет защитника, а с Володей договаривается о встрече.

Действие третье
По дороге на свидание Варвара встречает Наташу, та поет тоскливую песню «Туманно красное солнышко». Председатель дает привычные распоряжения, отправляя соперницу прочь. Но в ожидании Володи начинает сомневаться в правильности своих поступков. До нее доносятся слова частушки, которую распевает одна из деревенских девушек: «Ой, уж как ночь тиха, недалеко до греха. Дайте в провожатые чужого жениха». Варвара не находит себе места: она мечтает о счастье, но не может обмануть доверие людей. Сдерживая волнение, председатель проводит рабочий инструктаж, знакомит Володю с его обязанностями и постепенно понимает, что у юноши не было никаких серьезных намерений. Перед ней опять долгий день забот и трудов.

О спектакле

«Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написанная им еще в 1961 году и посвященная супруге композитора Майе Плисецкой. В концертной практике большую популярность получила симфоническая сюита, сделанная на материале оперы в 1964 году по просьбе дирижера Кирилла Кондрашина. В «колхозном “Евгении Онегине”» (Щедрин) композитор использовал много частушечных наигрышей, а в либретто включил тексты современных частушек.
Частушку – жанр коротенькой припевки, ходячего фельетона, сатирического плаката, не укладывавшегося в советский официоз, – Щедрин-острослов заприметил еще в годы обучения в Московской консерватории, когда студентом побывал в фольклорной экспедиции на Вологодчине. Частушечные мотивы оперы разнообразны по характеру, изобретательны по мелодическим и ритмическим контурам: здесь есть лирические страдания, приближающиеся к протяжным народным песням, и более скромные напевы с нарочито чувственными интонациями. «В русском фольклоре от юмора, озорства, крепкого ругательства всегда полшага до отчаяния, до взрыва, вопля, слез», – говорит композитор. Высмеивая советское мракобесие, Щедрин вкладывает в уста одного из персонажей (представителя колхозной самодеятельности) сакраментальный заголовок «Правды» 1936 года: «За дураков считаешь? Свистишь да мычишь? Сумбур вместо музыки!» Это был рискованный поступок, ведь в 1961 году, когда фраза прозвучала со сцены Большого театра, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича еще не была реабилитирована. Спектаклем дирижировал Евгений Светланов, сцену оформлял Александр Тышлер. Опера прозвучала всего четыре раза. В 1972 году Борис Покровский спектаклем «Не только любовь» открывал новую экспериментальную площадку – Московский камерный музыкальный театр. Для этой постановки Щедрин сделал новую оркестровую редакцию для одиннадцати инструментов. В 2014-м опера была поставлена Юрием Александровым в театре «Санктъ-Петербургъ Опера». В Мариинском «Не только любовь» исполняется впервые.
Лейла Аббасова


Сюжет оперы был заимствован из рассказа современного российского писателя Сергея Антонова «Тетя Луша». Рассказ повествовал о жизни заурядной русской деревни вскоре после окончания Второй мировой войны. Мужчин поубивали на фронте, и в деревне остались лишь бабы да безусые юнцы, полумальчишки, – в отрочестве моем я своими глазами видел такие деревни. Героиня оперы, немолодая уже женщина Варвара (с автором либретто Василием Катаняном мы поменяли ей имя), отчаянно влюбляется в такого юнца-полумальчишку. Любовное томление, сексуальное желание, да и нерастраченная материнская нежность, тайные встречи, деревенский любовный треугольник (у парня есть в деревне молодая невеста – одногодка), бурный конфликт и печальная, безрадостная развязка – невеселое многоточие. Деревня вновь погружается в скучные будни. Текст одной из частушек словно резюмирует главную мысль моей оперы: «Ой, маменька-мать, куда мне любовь девать? То ли по полю развеять, то ли в землю закопать?» <…>
Премьера моей оперы «Не только любовь» состоялась в Москве, в Большом театре, 25 декабря 1961 года. Ее постановка вызвала сильное раздражение начальства по культуре: откровенно фрейдистские мотивы, соседствующие с монументальными патриотическими шествиями других советских опер, красными знаменами и славословием, были слишком вызывающим контрастом. Объявленные следующие четыре представления были заменены на вердиевскую «Травиату», и лишь через два месяца опера была показана на публике еще три раза, после чего тихо и бесславно исчезла из репертуара.
Родион Щедрин



13 октября 2015
11 декабря 2015
27 января 2016
26 февраля 2016
24 марта 2016
Не только любовь
10 апреля 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)