Санкт-Петербург, Концертный зал

Тихий Дон

опера в 4-х действиях (концертное исполнение)

Четвертый концерт 35-го абонемента

Музыка Ивана Дзержинского
Либретто Леонида Дзержинского по 1-й и 2-й книгам одноименного романа Михаила Шолохова

Музыкальный руководитель и ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Исполняют солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра:
Григорий Мелехов – Артем Мелихов
Аксинья – Эвелина Агабалаева
Пантелей Мелехов – Александр Трофимов
Ильинична – Екатерина Бондаренко
Генерал Листницкий – Юрий Евчук
Евгений – Ярослав Петряник
Даша – Алена Гурьева
Лукинична Коршунова – Ирина Ванеева
Наталья – Наталья Павлова
Митька – Иван Новоселов
Мишук – Савва Хастаев
Сумасшедший солдат – Илья Селиванов

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Хормейстер – Павел Теплов

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Владислав Карклин

О концерте

Имя композитора Ивана Ивановича Дзержинского (1909-1978) сегодня вспоминается главным образом в связи с его оперой «Тихий Дон» по первой и второй книгам романа Михаила Шолохова. Получив первые уроки музыки в родном Тамбове, Иван Дзержинский учится в Москве (в 1-м Государственном музыкальном техникуме – у Болеслава Яворского, в Техникуме имени Гнесиных – в классе композиции Михаила Гнесина). В Ленинграде в 1930–1932 годах продолжает занятия в Центральном музыкальном техникуме, в классе композиции Петра Рязанова. Среди ранних сочинений композитора – «Поэма о Днепре», «Северные песни», «Весенняя сюита для фортепиано». Тогда же Дзержинский создает свою первую оперу, «Тихий Дон».
По рекомендации Дмитрия Шостаковича опера принята к постановке в Ленинградском Малом оперном театре (премьера – 22 октября 1935 года под управлением Самуила Самосуда). Первое издание клавира «Тихого Дона» вышло с посвящением Дмитрию Шостаковичу, оказавшему молодому композитору немалую помощь в оформлении замысла и написании партитуры оперы. Но уже во втором издании клавира Дзержинский снял посвящение. На спектакле Малого оперного в Москве «Тихий Дон» понравился Сталину (простым, «демократическим» языком, революционной темой) и тотчас был поставлен на обеих столичных оперных сценах: в Большом и в Музыкальном театре им. Вл.И. Немировича-Данченко. Вождь предпочел оперу Дзержинского гениальной «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, подвергшегося чудовищной несправедливой критике в «Правде», в статье «Сумбур вместо музыки». «Тихий Дон» обошел большинство сцен Советского Союза, положив начало жанру песенной оперы, целиком отвечавшему заповедям социалистического реализма. Вчерашние апологеты шедевра Шостаковича превозносили произведение Дзержинского. «На сцене вновь появились люди живой интонации и естественной повадки, мелодии одушевились песенностью, лирика стала выразителем здорового чувства» (Борис Асафьев). Еще бы, сам товарищ Сталин высоко оценил «Тихий Дон» – об этом с восторгом сообщал композитор на страницах «Ленинградской правды», в статье под названием «Создадим советскую классическую оперу». Однако последующие сочинения Дзержинского не оправдали столь высоких надежд.
По мнению авторитетного исследователя Абрама Гозенпуда, «в “Тихом Доне” – лучшей опере Дзержинского – ярко проявились сильные стороны таланта композитора: постижение народной песенности при отказе от цитатного использования фольклора, мелодическое дарование, чувство театральности. Композитору удалось передать драматизм судьбы Григория и в особенности Аксиньи. Но в то же время музыка лишена симфонического развития. Недостаточно использовано богатство музыкальных форм, в частности, автор полностью отказался от ансамблей».
К самым запоминающимся страницам оперы относятся лирические песни и ариозо Аксиньи «Долинушка ты, долинушка», Натальи «Кабы на цветы не морозы», протяжная песня мужиков «На чужой земле взгоревались». Хор «Ой, беда, напасть какая» выдержан в характере народного причета; истинно поэтичен задумчиво-величавый хор «Ой, и горд наш тихий Дон». Настоящим шлягером стал сошедший с оперной сцены в концертный зал и в народные хоровые коллективы финальный хор – боевая походная песня «От края и до края».
В 1967 году композитор написал оперу «Григорий Мелехов», завершив музыкальную версию эпопеи Шолохова. И именно финальный хор из «Тихого Дона», ставший подлинно народным, звучит вскоре после увертюры к «Григорию Мелехову», связуя разделенный тремя десятилетиями оперный «сериал». Премьера «Григория Мелехова» прошла на сцене Театра им. С.М. Кирова в 1967 году под управлением дирижера Константина Симеонова.
Судьбы главных героев романа Шолохова хорошо известны нам, отечественным читателям. Мы переживаем их заново, внимая музыке, которая бросает отсвет на страницы книги, рождает отзвук в слушательских сердцах.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход