Санкт-Петербург, Концертный зал

Новосибирский академический симфонический оркестр


В рамках Транссибирского Арт-фестиваля
К 60-летию Новосибирского академического симфонического оркестра
Четвёртый концерт 50-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солистка – Моне Хаттори (скрипка)
Дирижер – Гинтарас Ринкявичус


В ПРОГРАММЕ:
Карл Мария фон Вебер
Увертюра к опере «Оберон»

Генрик Венявский
Концерт для скрипки с оркестром № 1 фа-диез минор, соч.14

Петр Чайковский
Симфония № 4 фа минор, соч. 36

 

Транссибирский арт-фестиваль

О концерте

«Оберон» Карла Марии фон Вебера – завершение великолепной оперной триады, созданной композитором в 1820-е годы. Слава автора «Вольного стрелка» и «Эврианты» к этому времени распространилась по всей Европе, и неудивительно, что свое внимание на него обратил британский импресарио Чарлз Кембл, сотрудничавший с театром «Ковент-Гарден». Получив заказ, композитор с интересом взялся за работу и даже стал старательно изучать английский язык, чтобы лучше понимать тонкости либретто. Тяжело больной туберкулезом и знавший, что жить ему оставалось недолго, Вебер все же успел завершить партитуру оперы и стать свидетелем ее триумфальной премьеры, которой дирижировал сам. Композитор умер всего через два месяца, но «Оберон» на несколько десятилетий остался одним из самых репертуарных спектаклей европейских театров. В наши дни эта опера ставится лишь изредка, однако увертюра к ней, еще на лондонской премьере вызвавшая восторг публики, получила самостоятельную жизнь как эффектный концертный номер. Написанная необычайно быстро, всего за три дня, увертюра концентрирует в себе все образные сферы, столь привлекавшие композиторов романтической эпохи: картины природы, романтику ночной поры, наконец, мир фантастики, который показан здесь не мистически-мрачным, но светлым. Еще одна составляющая драматургии «Оберона» – тема героического средневекового рыцарства и благородной любви, открытая Вебером в предыдущей опере, «Эврианте». Трехзвучный мотив валторны, которым открывается увертюра и который проходит через всю оперу, – волшебный рог короля эльфов Оберона, пробуждающий духов и помогающий главному герою, рыцарю Гюону, пройти все странствия, благополучно справиться с испытаниями и обрести счастье.
Блестящая, полная жизни увертюра, восхищавшая Берлиоза и Шумана, протягивающая нити к «Сну в летнюю ночь» Мендельсона, – одна из ярких страниц музыкального романтизма.
Владимир Хавров

Всегда предельно искренний в своей музыке Чайковский создавал Четвертую симфонию в один из самых критических периодов жизни, после которого у него остались «общие воспоминания о страстности, жуткости испытанных ощущений». Впечатления от неудачной женитьбы и скорого развода усилили общее разочарование и неуверенность композитора в себе. Острота личных переживаний сделала сочинение симфонии неимоверно трудным процессом, потребовавшим почти года напряженной работы (для сравнения – оперу «Пиковая дама» Чайковский создал вчерне за 44 дня). В результате родилось произведение, в котором с небывалой силой запечатлелась извечная проблема человечества – неравная борьба индивидуума с внешними обстоятельствами, безразличными к его желаниям и надеждам. Уже во вступлении к симфонии, во время звучания грозной темы фатума, Чайковский представляет обстоятельства так, что становится понятно: победа одинокой человеческой воли невозможна, «пристани нет...плыви по этому морю, пока оно не схватит и не погрузит тебя в глубину свою». Музыкальное развитие первой части отражает смену естественных психологических реакций на осознание неизбежности рока: тоску, смятение, доходящее до отчаяния, и, наконец, попытку забыться, уйти от проблемы в мир безмятежных иллюзий. Все большее отстранение от конфликта ощущается и в развертывании остальных частей симфонического цикла, вызвавшего у Танеева ассоциацию с «симфонической поэмой, к которой случайно присочинили три части и сделали из этого симфонию». Если во второй части еще заметны следы субъективной эмоции автора, то жанровые образы скерцо и финала уже никак не напоминают о попытках бороться с судьбой, ибо для Чайковского с самого начала очевидна тщетность этих попыток.
Марина Иовлева

Об исполнителях

Новосибирский академический симфонический оркестр был создан в 1956 году Арнольдом Кацем, который руководил коллективом до своей кончины в 2007 году.
С 1970 года музыканты гастролируют во многих странах Европы и Азии. Коллектив выпустил ряд записей и удостоен множества наград.
В разное время с оркестром выступали дирижеры Валерий Гергиев, Дмитрий Китаенко, Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский, Марис Янсонс, солисты Юрий Башмет, Паата Бурчуладзе, Максим Венгеров, Эмиль Гилельс, Наталия Гутман, Белла Давидович, Олег Каган, Леонид Коган, Александр Князев, Николай Луганский, Миша Майский, Денис Мацуев, Евгений Нестеренко, Давид Ойстрах, Михаил Плетнёв, Вадим Репин, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Валерий Соколов, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Дмитрий Хворостовский.
Коллектив участвовал в юбилейных концертах к 80-летию Московской филармонии (2001) и 300-летию Санкт-Петербурга (2003), I Московском фестивале симфонических оркестров мира, посвященном Дню России (2006).
В 2007 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Гинтарас Ринкявичус, главными приглашенными дирижерами – Томас Зандерлинг и Фабио Мастранжело. С 2014 года коллектив является базовым оркестром Транссибирского Арт-фестиваля.

Возрастная категория 6+

© 1998 – 2016
Государственный академический Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Правообладателем материалов, опубликованных на сайте, является Государственный академический Мариинский театр. При копировании любых материалов ссылка на сайт обязательна.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации