Творческое наследие выдающегося казахстанского композитора Тлеса Кажгалиева обогатило казахскую профессиональную музыку и по праву является визитной карточкой национальной симфонической и камерной музыки. Творчество композитора вызывает ощущение жизнерадостности и динамики поступательного движения. Его музыка пронизана острым чувством современности, отличается яркостью тематизма, действенностью музыкальных образов. В ажной стилистической чертой произведений Тлеса Кажгалиева является своеобразное претворение национальных традиций, которое осуществляется в непосредственных связях с фольклорными источниками и шире, с тенденциями, сложившимися в казахском профессиональном творчестве XX века.
Основные жанры творчества Тлеса Капжгалиева – симфоническая музыка, камерно-инструментальные и вокальные произведения, вокально-симфонические произведения, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям. Музыка Кажгалиева исполняется в странах Европы и Америки, неизменно вызывает интерес и высокую оценку слушателей.
Одним из значительных сочинений Тлеса Кажгалиева является незавершенный балет «Степная легенда» на либретто балетмейстера Заура Райбаева. Это произведение, оставшееся, к большому сожалению, незавершенным, отличает общая лирико-эпическая направленность, связанная, прежде всего, с выбором темы. В основу сюжета легла древняя казахская легенда о несчастной любви двух молодых людей: Козы-корпеша и Баян-сулу. Несмотря на незавершенность замысла, основной музыкальный материал произведения все же был создан: это все экспозиционные номера, центральные ансамблевые и массовые сцены.
Некоторые номера из балета исполняются в качестве самостоятельных симфонических картин, а также в составе сюиты. Последняя часть сюиты – это симфоническое скерцо "Қыз қуу", что в переводе с казахского языка означает «Догони девушку» – так называется национальная конноспортивная игра. Пьеса "Кыз куу" полна красок и энергии, прекрасных, почти зримых звуков, будоражащих воображение, заставляющих слушателей живо представить себе молодых всадников – девушку и юношу, скачущих по бескрайней степи.
С появлением Яна Сибелиуса (1865–1957) музыка Финляндии обрела голос, слышный во всем мире. Созданный им глубоко индивидуальный и своеобразный стиль письма, наследуя стилю крупнейших мастеров европейской музыки, в то же время претворяет ритмы и интонации финской народной музыки, образы могучей природы «страны тысячи озер».
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, соч. 47 создан Сибелиусом в 1903 году.
По словам известного дирижера Леопольда Стоковского, единственный инструментальный концерт в наследии Сибелиуса представляет «одну из лучших симфоний композитора». Это, бесспорно, самое популярное произведение финского гения.
Первую часть концерта, развертывающуюся подобно импровизации сказителя, отличают суровый «северный» колорит оркестра, страстная и в то же время сдержанная лирика. В иртуозность партии солиста органически сочетается с масштабностью замысла, служит его воплощению. В торая часть – вдохновенная элегия, полная необычайных мелодических красот – принадлежит к самым возвышенным страницам романтической музыки. Темпераментный, стремительный «игровой» финал с упругим пунктирным ритмом, воплощает стихию народного танца. Первое исполнение Концерта для скрипки с оркестром состоялось 8 февраля 1904 года в Хельсинки под управлением автора.
Иосиф Райскин