Санкт-Петербург, Концертный зал

Омский академический симфонический оркестр

Второй концерт 50-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Омский академический симфонический оркестр
Дирижер – Дмитрий Васильев


В ПРОГРАММЕ:
Александр Скрябин
Симфония № 2 до минор, соч. 29

Моисей Вайнберг
Шесть балетных сцен (хореографическая симфония), соч.113 (первое исполнение)

О концерте

Работу над Второй симфонией Александр Скрябин завершил летом 1901 года. Благодаря поддержке мецената Митрофана Беляева и директора Московской консерватории Василия Сафонова он мог не беспокоиться о судьбе нового сочинения. Партитура была издана в 1903 году. Еще раньше, в январе 1902-го, симфония впервые прозвучала в Петербурге под управлением Анатолия Лядова, а через год с небольшим Сафонов исполнил ее в Москве.
Участие Лядова в судьбе Второй симфонии удивительно. Вряд ли он одобрял ее густую, вязкую оркестровку в духе Рихарда Штрауса. Не близок ему был и пафос скрябиновского произведения, героический и в то же время очень личный.
Композитор не обозначил программу симфонии, но ее музыка явно имеет скрытый сюжет. Первая часть симфонии – это, по сути, сильно разросшееся вступление, без паузы переходящее в следующую часть. В навязчиво повторяющейся главной теме и в ударах литавр есть нечто роковое. Пятая часть симфонии представляет собой вариацию на музыку первой в виде победного марша, о плакатности которого автор впоследствии сожалел. Зато пасторальной третьей частью Скрябин был вполне доволен, и время подтвердило его правоту.
Анна Булычёва

Моисею Вайнбергу принадлежат 22 симфонии, 17 струнных квартетов, 6 фортепианных сонат, концерты, сочинения для музыкального театра и другие произведения. Судьба многих его сочинений была непростой. Польский еврей, Вайнберг после прихода к власти нацистов эмигрировал в СССР. В годы борьбы с формализмом композитора обвинили в безыдейности и пропаганде еврейской музыки, а сочинения перестали исполнять. В 1953 году Вайнберг провел несколько месяцев в заключении и был освобожден только после смерти Сталина.
Несмотря на обширное наследие в академических жанрах, широкую известность Вайнберг получил как автор музыки для кино. Он написал музыкальное сопровождение к фильмам «Летят журавли», «Гиперболоид инженера Гарина», «Афоня», мультфильмам Федора Хитрука о Винни-Пухе и многим другим картинам.
Антивоенный балет Вайнберга «Белая хризантема» о девочке, уцелевшей после бомбардировок японских городов, так и не увидел сцену. Музыку балета композитор позднее переработал в сюиту («Хореографическую симфонию») из шести номеров.
Владимир Хавров

Об исполнителях

Омский академический симфонический оркестр был создан в 1966 году по инициативе Семена Когана, остававшегося во главе коллектива более 10 лет. С 1970 года оркестр начал гастролировать, с 1975 принимать участие в фестивалях современной музыки, а в  1984 году завоевал I премию на Всероссийском смотре-конкурсе симфонических оркестров.
В разные годы оркестр возглавляли дирижеры Виктор Тиц, Андрей Чистяков, Николай Дядюра, Виктор Барсов, Вальтер Мнацаканов. Также с коллективом работали Лео Гинзбург, Натан Рахлин, Юрий Темирканов, Карл Элиасберг, Марк Паверман, Арнольд Кац, Вероника Дударова, Эмин Хачатурян и Фуат Мансуров.
В 1992–2004 годах руководителем оркестра был Евгений Шестаков. В 1994 состоялся первый выезд оркестра за пределы России: в Италии с успехом прошли 40 концертов коллектива. В 1996 году Омскому симфоническому оркестру было присвоено звание «академический».
В 2005–2009 годах оркестр возглавлял Евгений Самойлов. В это же время в качестве главного дирижера был приглашен Дмитрий Васильев, который с 2010 года стал художественным руководителем оркестра.
В 2008 году Омский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева выступил в Москве в рамках абонемента Московской филармонии «Симфонические оркестры России». Значимым событием в жизни оркестра стало участие в IV Фестивале симфонических оркестров мира (Москва, 2009) и I Всероссийском симфоническом форуме (Екатеринбург, 2010).
Коллектив гастролировал в Италии, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Марокко, США. В числе музыкантов, выступавших с оркестром,– Николай Петров, Мстислав Ростропович, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский, Лиана Исакадзе, Виктор Третьяков, Александр Гиндин, Денис Мацуев, Вадим Репин, Сергей Стадлер, Даниил Шафран, Татьяна Гринденко, Борис Березовский, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Дмитрий Башкиров, Алексей Уткин, Александр Бузлов, Михаил Лидский, Фредерик Кемпф, Пьер Амояль и Саяка Сёдзи.
Оркестр участвует в мировых и российских премьерах сочинений современных композиторов. С 2008 года по инициативе Дмитрия Васильева проводится Фестиваль новой музыки, в рамках которого исполняется музыка Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке, Андрея Караманова, Александра Чайковского, Ильи Хейфеца, Ефрема Подгайца, Адама Клоцека, Михаила Броннера, Толиба Шахиди, Юрия Козулина.
Коллектив сотрудничает со звукозаписывающими компаниями Danacord Record, Universal, Handel Classic Audio, Toccata Classics. В планах – издание серии записей малоизвестных произведений советских и современных российских и зарубежных композиторов.
В числе образовательных проектов оркестра – абонементные циклы «Знакомство с оркестром» и «Меломаники». Совместно с Детской филармонией Омский симфонический оркестр проводит детский областной конкурс «Солист оркестра».
В 2006 году в Омской филармонии учреждена Премия Семена Когана, которую маэстро ежегодно вручает одному из артистов коллектива.

Возрастная категория 6+

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации