Санкт-Петербург, Концертный зал

Вечер гобоя


Памяти Вячеслава Лупачёва
Второй концерт 42-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Александр Левин (гобой)
Алексей Фёдоров (гобой)
Сергей Близнецов (гобой)
Павел Кундянок (гобой)
Андрей Янковский (гобой)
Илья Ильин (английский рожок)
Михаил Рихтер (скрипка)
Денис Лупачёв (флейта)
Михаил Блехер (клавесин)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Иван Столбов


В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для гобоя с оркестром до мажор, KV 314

Ян Сибелиус
«Туонельский лебедь»

Рихард Штраус
Концерт для гобоя с оркестром, TrV 292

Иоганн Себастьян Бах
Концерт для гобоя и скрипки с оркестром ре минор, BWV 1060

Антонио Паскулли
Концертная фантазия на темы из оперы «Фаворитка» Доницетти для гобоя с оркестром

Альфред Шнитке
Каденция, Рондо и Постлюдия из Concerto grosso № 1 (авторская версия для флейты, гобоя и струнного оркестра)


Заслуженный артист России Вячеслав Иванович Лупачёв (1950 – 2015) – человек, много сделавший для развития Мариинского театра. В последние годы жизни он руководил подразделением по реализации инновационных программ, до того долгие годы был солистом симфонического оркестра (первый гобой).
Родом из Новосибирска, Лупачев в 1976 году окончил Московскую консерваторию у Мамеда Оруджева и стал солистом оркестра Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В эти же годы преподавал в музыкальной школе и в музыкальном училище при Московской консерватории. Продолжатель славной московской традиции духового исполнительства, он быстро приобрел известность как виртуозный гобоист, способный за короткий срок разучивать сложнейшие партии. Обладал великолепной техникой и отточенной фразировкой. С его участием прошли московские премьеры концерта для гобоя и арфы со струнными Альфреда Шнитке (1974) и концерта для флейты и гобоя с оркестром Эдисона Денисова (1979). Оба композитора отзывались о его исполнении с большим одобрением.
С 1980 года Лупачев работал в Кировском (Мариинском) театре. Коллеги запомнили его не только как надежного партнера в ансамбле, чуткого и тонкого музыканта, но и как исполнителя, интересующегося всем новым и готовым щедро делиться своими знаниями и умениями. В 1984 году он организовал духовой квинтет солистов, с которым исполнил множество новинок. Аранжировки и оригинальные произведения для этого ансамбля и его участников писали Эдисон Денисов, Андрей Петров, Александр Раскатов, Ярмо Сермиля, Сергей Слонимский, Александр Смелков, Борис Тищенко, Владислав Успенский, Александр Чайковский, Родион Щедрин и другие композиторы.
Постепенно центр интересов Вячеслава Ивановича смещался в сторону театрально-концертного менеджмента. Его деятельность сыграла большую роль в разработке проектов, инициированных Валерием Гергиевым. Существенным было участие Лупачёва в деле строительства Концертного зала Мариинского театра, а позже – установке органа в этом зале. Во многом благодаря его усилиям в Мариинском театре были построены студии звукозаписи, налажено медиавещание, появилось интернет-радио, стали регулярными трансляции из Концертного зала.
Вячеслав Иванович был человеком, бесконечно преданным театру, горячо заинтересованным в российском и мировом успехе мариинской оперы, балета и оркестра.

О концерте

Свой единственный концерт для гобоя Вольфганг Амадей Моцарт создал для музыканта Зальцбургской капеллы Джузеппе Ферлендиса. По иронии судьбы, Ферлендис, вскоре покинувший Зальцбург, так ни разу и не сыграл это сочинение; моцартовский концерт занял почетное место в репертуаре другого знаменитого гобоиста того времени, Фридриха Рамма. Впоследствии Моцарт переработал эту музыку в концерт для флейты, а ноты гобойной версии долгие годы считались утраченными, и лишь в XX веке были обнаружены и восстановлены. Концерт, написанный 21-летним Моцартом, ещё отмечен влиянием галантного стиля. Построенный по канонам обычной для этого жанра трехчастной схемы, концерт открывается Allegro, где виртуозная партия гобоя вступает в соревновательный диалог с оркестром. Кантилену второй части сменяет остроумное финальное рондо в духе Гайдна, предвосхищающее страницы оперы «Похищение из сераля».

«Туонельский лебедь» – вторая часть цикла из четырех симфонических легенд, написанных Яном Сибелиусом по мотивам карело-финского эпоса «Калевала».
В центре сюжета этих легенд – похождения хитроумного Лемминкяйнена. Он отправляется в Туонелу – царство смерти, окруженное рекой, по которой плывет черный лебедь. Сибелиус мастерски создает мистическую картину потустороннего мира, наделенную меланхолическим северным колоритом. В оркестре доминируют инструменты низкого регистра с приглушенным, «темным» тембром, а струнная группа на протяжении всей пьесы играет с сурдинами. Тема, символизирующая пение лебедя, поручена солирующему английскому рожку.

После двух юношеских опытов в жанре концерта – для скрипки и для валторны – Рихард Штраус на протяжении нескольких десятилетий не обращался к этому жанру, отдавая предпочтение оркестровым сочинениям и музыкальному театру. Лишь в поздние годы он создает второй концерт для валторны (от первого его отделяют шестьдесят лет!) и концерт для гобоя. Американский гобоист Джон де Лэнси, в конце войны служивший в гарнизоне близ Гармиш-Партенкирхена, где жил Штраус, обратился к композитору с просьбой написать концерт. Поначалу отвергнув предложение, Штраус затем все-таки взялся за работу. 81-летний композитор, переживший смену эпох и традиций, видевший крушение старой Германии, создал музыку, звучащую как воспоминание о классико-романтической эпохе. На это указывает обращение к классической трехчастной структуре (части следуют без перерыва), тональности – просветленному ре мажору – и облегченному, почти камерному составу оркестра.

Работая при дворе кётенского князя Леопольда, Иоганн Себастьян Бах сочинял почти исключительно светскую музыку, в том числе целый ряд концертов для разных солирующих инструментов. Многие из них Бах позднее переработал в концерты для клавира или нескольких клавиров. Так, очевидно, произошло и с концертом для гобоя и скрипки ре минор. Его оригинальная партитура не сохранилась, но была восстановлена по версии для двух клавиров с оркестром, созданной Бахом в 1730–40-е годы. В своих концертах Бах следует традициям Антонио Вивальди, по-своему осмысливая его опыт. Подобно итальянскому мастеру, Бах использует трехчастный цикл с быстрыми крайними частями и медленной средней, а также строит драматургию первой части на контрасте звучания всего оркестра (ripieno) и солистов (concertino).

Итальянский гобоист Антонио Паскулли за выдающееся исполнительское мастерство заслужил прозвище «Паганини гобоя». Подобно многим исполнителям, Паскулли сочинял музыку для своего инструмента – фантазии на темы из популярных итальянских опер. Фантазия на темы из оперы Гаэтано Доницетти «Фаворитка» – сочинение, требующее от исполнителя виртуозного владения инструментом. Это цикл постепенно усложняющихся вариаций, предваряемый медленным вступлением.
Владимир Хавров

Альфред Шнитке посвятил Concerto grosso № 1 своим друзьям, скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко. Версию с солирующими флейтой и гобоем композитор создал в 1988 году для Вячеслава Лупачёва. Концертность всегда превалировала в музыкальных предпочтениях Шнитке. Его привлекала диалогичность, позволяющая в рамках соревнования-спора солистов и оркестра (или групп оркестра между собой) наглядно высветить конфликтную драматургию произведения.
Concerto grosso № 1 – ярчайший манифест полистилистики в творчестве композитора. Сам жанр, отсылающий к эпохе барокко, вызывал к жизни прямые стилистические параллели с музыкой Вивальди, Корелли, Генделя.
Рядом с романтизацией прошлого особенно контрастно воспринимаются «диверсии» диссонансов, пародийно-глумливый тембр подготовленного фортепиано, фрагменты, выдержанные в додекафонной (серийной) технике.
Наконец, наиболее выразителен контраст, рождающийся всякий раз при вторжении «низкой» музыки быта в «высокий» филармонический жанр. Это и вступительная тема Прелюдии, исполняемая на подготовленном рояле, – она потом проходит в разных частях цикла как тема-рефрен всего сочинения. Это и внезапное шокирующее танго, звучащее во втором эпизоде Рондо. Между прочим, заимствовано танго из музыки Шнитке к фильму Элема Климова «Агония», долгие годы по воле цензуры пролежавшему на полке.
В Concerto grosso немало заимствований из музыки Шнитке к другим игровым и документальным фильмам, что подчеркивает настойчивую ориентацию композитора на стирание граней, разрушение межжанровых перегородок в сознании исполнителей и слушателей. «Музыкальный язык должен быть единым, каким он был всегда», – говорил Шнитке. Поиски этого универсального языка и привели композитора к созданию того направления в современной музыке, которое, с его легкой руки, получило название полистилистики.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

22 ноября 2015
28 января 2016
Вечер гобоя
12 февраля 2016
3 апреля 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход