Санкт-Петербург, Концертный зал

Вечер фагота


Четвёртый концерт 42-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Юрий Радзевич
Руслан Мамедов
Арсений Макаров
Максим Карпинский
Николай Лузанов
Родион Толмачев
Михаил Блехер (клавесин)

Cимфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Иван Столбов


В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Баптист Ванхаль
Концерт для двух фаготов с оркестром фа мажор, III часть

Анри Томази
Концерт для фагота с оркестром

Антонио Вивальди
Концерт для фагота, струнных и чембало фа мажор
Концерт для фагота, струнных и чембало ми минор

Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фагота с оркестром cи-бемоль мажор, KV 191

Карл Мария фон Вебер
Анданте и Венгерское рондо, соч. 35

Поль Дюка
Симфоническое скерцо «Ученик чародея»

О концерте

Богемский музыкант Ян (Иоганн) Ванхаль, живший и работавший в Вене, может считаться одним из самых плодовитых композиторов своего времени: ему принадлежат более 1300 сочинений, среди которых около 60 концертов для разных инструментов с оркестром. Фагот в XVIII веке сравнительно редко выступал в качестве солиста, тем интереснее решение Ванхаля написать концерт, где главная роль отдана сразу двум фаготам. Финал концерта, традиционно написанный в подвижном темпе, дает возможность солистам соревноваться в виртуозности не только с оркестром, но и между собой.

Французская школа игры на деревянных духовых инструментах на протяжении всего XX века занимала первые позиции в Европе. Высококлассные исполнители – воспитанники Парижской консерватории – не только блестяще играли музыку предшествующих эпох, но и вдохновляли современных композиторов на новые сочинения для своих инструментов. Концерт для фагота Анри Томази, создавался, очевидно, в расчете на исполнение фаготиста-виртуоза Мориса Аллара, который и солировал на премьере. Сольная партия в концерте требует мастерского владения всем арсеналом технических приемов и всей тембровой палитрой фагота. Виртуозно-изящные крайние части концерта обрамляют вторую – эксцентричную «Ночную серенаду» с джазовыми чертами. Выявлению возможностей солирующего фагота помогает камерный состав оркестра, в котором задействованы только смычковые струнные и арфа.
Владимир Хавров

Антонио Вивальди принадлежат 37 концертов для фагота, струнных и клавесина, еще два он не окончил. Таким образом, среди инструментов, которым посвящал свои произведения «рыжий аббат», фагот занимает второе место после скрипки, безоговорочно лидируя среди духовых. Кроме того он участвует в разнообразных концертах для ансамбля инструментов и для нескольких солистов с оркестром. Имя исполнителя-виртуоза, ради которого возникло такое изобилие музыки, остается загадкой. Консерватория «Пьета», в которой Вивальди работал, была женской. Никакой традиции сольных концертов для фагота в Венеции не существовало. Вообще итальянцы в XVIII веке, в отличие от немцев, этот инструмент в качестве солирующего практически не рассматривали. Нам известно лишь то, что ни один из 37 концертов Вивальди не был сочинением ранним, все они создавались композитором в зрелом и очень зрелом возрасте. Более трети концертов написаны в тональности до мажор, но на этот раз прозвучат концерты фа мажор RV 488 и ми минор RV 484. Особенно оригинален и выразителен, пожалуй, концерт ми минор.
Анна Булычёва

В первой половине 1810-х Карл Мария фон Вебер создал целый ряд сочинений с солирующими духовыми инструментами для музыкантов баварской придворной капеллы. Для фаготиста Георга Фридриха Брандта композитор сочинил концерт и двухчастный цикл – Анданте и Венгерское рондо, переработанный из более ранней версии, в которой солировал струнный альт. Анданте – серия вариаций на кантиленную тему в миноре, постепенно приобретающих драматический характер. В репликах оркестра неожиданно обнаруживается бетховенский «мотив судьбы». Контрастный второй раздел – рондо в танцевальном духе. «Венгерское» начало здесь не подразумевает «этнографической» точности, обращения к подлинному венгерскому музыкальному фольклору, но скорее трактуется обобщенно и отсылает к модному в те времена «венгерскому стилю» в музыке, дань которому отдали Гайдн, Шуберт и многие другие композиторы.

Поль Дюка, талантливый композитор и музыкальный критик, остался в истории музыки прежде всего как автор блестящего симфонического скерцо «Ученик чародея» по одноименной балладе Иоганна Вольфганга Гёте. Ее сюжет хорошо известен в европейской литературе: ученик старого волшебника втайне от учителя пробует себя в колдовстве. Заставив метлу носить в дом ведра с водой, он забывает заклинание, которым ее можно остановить, и только возвращение старого мага спасает дом от потопа. Композитору удалось найти для событий, происходящих в балладе, яркие музыкальные характеристики, среди которых особо интересны «магические» гармонии – увеличенные трезвучия у струнных и засурдиненных медных, протягивающие нити к музыке импрессионистов. В искусно инструментованной партитуре важную роль играет группа фаготов, представленная тремя основными инструментами и басовой разновидностью – контрафаготом.

Именно у фаготов впервые звучит тема, изображающая бег заколдованной метлы, без устали носящей воду, а соло контрафагота соответствует тому фрагменту сюжета, где отчаявшийся ученик разрубает метлу топором, но воду продолжают носить обе ее половины. Не в последнюю очередь популярности «Ученика чародея» способствовал знаменитый мультфильм Уолта Диснея «Фантазия», где скерцо прозвучало в исполнении оркестра под управлением Леопольда Стоковского, а в роли незадачливого ученика выступал Микки Маус.
Владимир Хавров

Концерт для фагота с оркестром си-бемоль мажор был сочинен Вольфгангом Амадеем Моцартом летом 1774 года в Зальцбурге, после очередного возвращения из блистательной Вены к тягостной службе у князя-архиепископа. Фагот в то время редко выступал солистом. В оркестре он, как правило, удваивал партию виолончелей. Однако 18-летний Моцарт сумел оценить его богатые возможности – огромный диапазон, различие тембров в разных регистрах, подвижность и певучесть. Музыка концерта почти целиком выдержана в галантном стиле. Моцарт представил фагот отнюдь не комическим персонажем, но лирический героем, которому подобает красивый, благородный звук и настоящая кантилена. Во второй части фагот почти все время поет в диапазоне тенора, лишь иногда вставляя рычащие низкие ноты. Этой тактики он придерживается и в финале (Рондо в темпе менуэта). Оркестр четырежды исполняет рефрен-менуэт, а между проведениями рефрена в трех свободных соло фагот затевает галантную игру со струнными.
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

22 ноября 2015
28 января 2016
12 февраля 2016
3 апреля 2016
Вечер фагота
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход