Оберон – Станислав Аверьянов
Титания – Лариса Юдина
Гермия – Надежда Сердюк
Елена – Оксана Шилова
Лизандр – Андрей Илюшников
Деметрий – Владимир Мороз
Боттом – Андрей Серов
Пак – Алексей Солдатов
Этот спектакль Мариинский театр посвящает памяти Людмилы Григорьевны Ковнацкой (05.02.1941 – 09.05.2023) – замечательного музыканта, выдающегося ученого, педагога, чьи многочисленные ученики и коллеги работают в Мариинском театре. Ее имя любители музыки запомнили еще полвека назад, когда вышла книга «Бенджамин Бриттен» (1974) – первая монография, посвященная композитору, и не только на русском языке. Людмила Григорьевна была лично знакома с Бриттеном, участвовала в исполнении его музыки, например исполнила партию органа на ленинградской премьере Военного реквиема в 1964 году; написала десятки статей об английской музыке и открыла ее – как педагог, лектор, исследователь, организатор фестивалей и научных конференций – для огромного числа слушателей. Валерий Абисалович Гергиев, встречая своего учителя и коллегу, шутливо отчитывался перед ней, чтó Мариинский театр в последнее время сыграл из Бриттена. Ковнацкая была требовательным, но благожелательным слушателем, не пропускала значимых спектаклей и концертов в Мариинском.
Людмила Григорьевна много лет преподавала в Петербургской (Ленинградской) консерватории, читала курс истории зарубежной музыки на всех факультетах – на вокальном и оркестровом, теоретическом и режиссуры оперы и балета, она учила дирижеров и композиторов. Ее знали и ценили в мировом музыкальном сообществе, безгранично любили и уважали те, кому посчастливилось с ней общаться.
Мировая премьера: 11 июня 1960 года, Джубили-холл, Олдборо
Премьера в Мариинском театре и премьера постановки: 21 июля 2011 года
Продолжительность спектакля 3 часа 35 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь», которую соавтор Бриттена, тенор Питер Пирс, переработал в оперное либретто, – настоящая английская феерия, где действуют персонажи из разных миров: влюбленные, феи с эльфами и ремесленники; одним словом, это фэнтези. Каждая из трех групп персонажей наделена собственным музыкальным языком, и здесь не последнюю роль играет вокальная тесситура. Так, главная мужская роль – Оберона – написана для контратенора.
Звуковой мир «Сна в летнюю ночь» – совершенно особенный. Вместо традиционного смешанного хора в опере занят детский хор. В эльфийских сценах, и не только в них, оркестр звучит легко, прозрачно, словно невесомо. В замечательном оркестровом вступлении к второму акту («Лес») слышатся отзвуки музыки Мендельсона к «Сну в летнюю ночь». Бриттен передает малейшие вибрации лесного воздуха, малейшие движения крылышек эльфов – это музыкальная живопись самого высокого класса.
Иногда партитура Бриттена приобретает совершенно романтический колорит, как в нежных эпизодах сцены Титании и Боттома из второго акта. Иногда попадаются вкрапления абсолютно детской музыки, иногда – легкой, почти популярной. А местами композитор обращается к впечатлениям своих путешествий по Азии, и тогда возникают причудливые звучности балийского гамелана – оркестра ударных инструментов. Бриттен позаботился об ушах слушателей, сделав музыку легкой для восприятия, «общительной» и насытив ее жизнерадостной энергией.
Анна Булычёва
Исполняется с разрешения Boosey & Hawkes Music Publishers Limited
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)