Китри – Рената Шакирова
Базиль – Кимин Ким
Гамаш – Дмитрий Пыхачов
Эспада – Константин Зверев
Уличная танцовщица – Кристина Шапран
Мерседес – Ольга Белик
Цветочницы: Александра Хитеева, Мария Чернявская
Повелительница дриад – Мария Ильюшкина
Амур – Дарья Устюжанина
Вариация – Влада Бородулина
Студенты Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой
«Дон Кихот» прошел через всю творческую жизнь Игоря Юрьевича. Придя в театр после окончания Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой в 1981 году, он сначала танцевал этот спектакль в кордебалете, затем стал элегантным Базилем, на закате исполнительской карьеры с удовольствием выходил в игровых ролях – Санчо Пансы, трактирщика Лоренцо, а потом много лет являлся ответственным репетитором этого балета – своей энергией и юмором заряжал артистов, выходивших на сцену. Атмосфера жизнелюбия, веселого солнечного праздника в спектакле была и его заслугой.
Начинать рабочий день с улыбки Игоря Юрьевича артисты привыкли – репетитор балетной труппы с 2007 года, он давал ежедневные утренние уроки, проводил репетиции с кордебалетом, работал над партиями со многими солистами. За годы артистического пути Игорь Петров перетанцевал огромное количество разноплановых партий и изнутри знал многие спектакли репертуара. В «Каменном цветке», «Бахчисарайском фонтане», «Ленинградской симфонии» он исполнял главные роли, сольные – в «Легенде о любви», «Корсаре», «Жизели», участвовал в «Лебедином озере», «Баядерке», «Ромео и Джульетте», «Спартаке», в реконструированной «Спящей красавице» заразительно играл фею Карабос, в «Золушке» – Отца. Такой разнообразный исполнительский опыт и педагогическая зоркость были незаменимы на кордебалетных репетициях и при подготовке сольных ролей, как классических, так и игровых. С Игорем Юрьевичем работали над партиями Александр Сергеев, Константин Зверев, Алексей Тимофеев, Ксандер Париш, Роман Беляков, Антон Корсаков. Редкий спектакль обходился без его участия в подготовке артистов.
Однако в нынешний сезон труппа вступила осиротевшей – 20 августа Игорь Юрьевич скоропостижно ушел из жизни. Его профессиональные советы и наставления и сегодня на слуху у артистов, а искренняя улыбка – навсегда в их сердцах.
Премьера балета в хореографии Мариуса Петипа – 14 декабря 1869 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Александра Горского – 6 декабря 1900 года, Большой театр, Москва
Премьера версии Александра Горского в Мариинском театре – 20 января 1902 года
Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Доставшийся нам в наследство от золотого века классического балета «Дон Кихот» – яркий образец балетной Испании с зажигательными ансамблевыми танцами, кастаньетами, веерами, юбками в горох, розами и гребнями в женских прическах.
Несмотря на название, это не интерпретация романа Сервантеса. Основой сюжета и поводом для танцев стал лишь один эпизод из многочисленных приключений хитроумного идальго – история о несостоявшейся свадьбе богача Камачо (в балете – Гамаш) с красавицей Китерией (Китри), возлюбленной деревенского юноши Басилио (Базиль). И Дон Кихот в спектакле – далеко не главный герой по балетным меркам, его роль – пантомимно-пешеходная, а все танцевальные свершения отданы другим персонажам.
Праздничный, увлекающий темпераментом и виртуозностью спектакль был поставлен в 1900 году (а в 1902-м перенесен из московского Большого в Мариинский театр) Александром Горским по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа, украшавшего петербургскую афишу с 1871 года. Молодой и пылкий хореограф Горский на заре ХХ века был очарован идеями Станиславского (только что открывшего Московский художественный театр) и во имя «жизненной правды» в балете превратил симметричный кордебалет, привычный для постановок своего старшего коллеги Петипа, в играющую, переживающую, веселящуюся толпу. Первые зрители спектакля вспоминали: «На площади эта живая страстная толпа заставляет верить до полнейшей иллюзии в солнце, под которым так хочется влюбляться, дразнить друг друга, гоняться за убегающей, прячущейся за веером красавицей...»
Сохранив в своей версии контуры либретто, написанную Минкусом для Петипа музыку и многие хореографические куски, Горский пересмотрел некоторые сцены существовавшего спектакля. Современный «Дон Кихот» – пожалуй, чемпион балетного репертуара по танцевальной разноголосице: он хранит голоса Мариуса Петипа, Александра Горского, Федора Лопухова, в 1923-м сочинившего «в духе фольклора» испанское фанданго, и Нины Анисимовой, в 1946-м добавившей свой цыганский танец. Да и многие танцовщики-исполнители партии Базиля вполне могут считаться соавторами хореографии главного персонажа – не раз индивидуальные придумки и трюки, призванные во всем блеске раскрыть возможности артиста, закреплялись в тексте вариаций. Для солистов «Дон Кихот» – это не только планка виртуозности, это и возможность окунуться в стихию игры, где даже небольшая роль способна расцвести целым букетом юмористических красок. А зрителей этот спектакль, в котором на равных соседствуют жанрово-бытовые сценки, характерная хореография и чистая классика, неизменно очаровывает щедрой танцевальностью и атмосферой беззаботной праздничности. Ольга Макарова
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)