Джульетта – Виктория Терёшкина (1-е действие), Анастасия Матвиенко (2-е действие), Олеся Новикова (3-е действие)
Тибальд – Дмитрий Пыхачов (1-е действие), Данила Корсунцев (2-е действие)
Ромео – Евгений Иванченко (1-е действие), Андрей Ермаков (2-е действие), Игорь Колб (3-е действие)
Меркуцио – Алексей Тимофеев (1-е действие), Александр Сергеев (2-е действие)
Шут – Даниил Лопатин
Сверстница Джульетты – Светлана Иванова
Трубадур – Евгений Коновалов
Начав исполнительскую карьеру после окончания Ленинградского хореографического училища в 1956-ом, Геннадий Селюцкий рано стал совмещать ее с педагогической. Уроки классического танца воспитанникам Академии русского балета имени А.Я. Вагановой и артистам в театре, репетиции со своими подопечными и собственные выходы на сцену многие годы составляли ежедневный график Геннадия Наумовича. Придумывая виртуозные комбинации на уроках и репетируя с солистами премьерские партии, он воплощал в жизнь то, что не довелось самому реализовать на сцене. Судьба распорядилась так, что многообещающий лирико-романтический танцовщик-классик раскрыл свой артистический потенциал в ролях характерных. Едва получив одобрительные отзывы о первых подготовленных классических партиях, Селюцкий из-за болезни был вынужден отказаться от образов принцев и освоить репертуар с меньшей танцевальной нагрузкой. Но с не меньшей важностью в спектаклях. Абдерахман, Гирей, Великий брамин, Ганс, Ротбарт, Тибальд – именно эти персонажи создают конфликт в балетных сюжетах, их зачастую губительные страсти противостоят гармоничной размеренности классических вариаций и дуэтов главных героев. В исполнении Селюцкого эти сценические страсти становились ощутимыми и понятными зрителю даже с галерки. Красноречивая точность жеста артиста и пылкость взгляда порой заставляли недоумевать, почему балетные героини персонажам Селюцкого предпочитали принцев.
Сегодня на поиск говорящей выразительности пластики Геннадий Наумович вдохновляет танцовщиков в зале. Творческая энергия азартного артиста Селюцкого живет на репетициях ищущего, чуткого педагога. Маркой качества учебы или работы под его руководством отмечены артисты, украшающие ныне многие сцены мира. И Геннадий Наумович продолжает передавать новому поколению эстафету ленинградской школы классического танца и увлекать солистов поиском своего ключика к каждому образу, проживанием и переживанием каждой роли.
Ольга Макарова
Премьера – 11 января 1940 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 3 часа 20 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Балета «Ромео и Джульетта» могло и не быть. В 1934 году Прокофьев обсуждал возможность постановки в Ленинграде «Игрока» и «Огненного ангела». Тогда Адриан Пиотровский (директор «Ленфильма» и консультант ГАТОБа) выдвинул идею новой оперы и среди прочих сюжетов предложил трагедию Шекспира. Замысел «Ромео» как балета окончательно оформился к маю 1935-го.
Вторым крестным отцом этого спектакля стал Сергей Радлов. Соавтор сценария, он предложил радикальные переделки Шекспира, самая фантастическая из них – счастливая развязка.
Летом 1935-го создается партитура. За это время расстраивается постановка в ГАТОБе, инициативу перехватывает Большой театр. Для веронских влюбленных начинается бурное время: провал первого публичного прослушивания (4 октября 1935 года), переделка финала согласно Шекспиру, исполнение двух симфонических сюит из балета (сезон 1936–1937), новый контракт с ГАТОБом (теперь носящим имя Кирова), и только 11 января 1940 года – премьера спектакля.
Между тем 30 декабря 1938 года прошла премьера «Ромео» в чехословацком Брно – справочные издания числят ее мировой. Известно, что это был одноактный балет, в нем использовались лишь избранные номера (возможно, музыка двух сюит). Целиком партитура впервые прозвучала именно в Ленинграде. Здесь постановку доверили Леониду Лавровскому. Хореограф дотошно изучил веронские хроники, средневековые романы и описания старинных танцев. Главным выразительным средством он избрал драматически яркий танец-пантомиму. Присягая на верность духу Шекспира, Лавровский потребовал изъять из либретто все радикализмы, а также дописать несколько номеров и усилить оркестровку. Прокофьев сопротивлялся переделкам даже после премьеры.
Оформлял спектакль Петр Вильямс, один из лучших театральных художников эпохи. Италия Вильямса произвольно сочетала разнородные приметы Ренессанса: на веронской площади виднелся купол флорентийской Санта-Мария дель Фьоре, в эскизах костюмов угадывались портреты Боттичелли и Кранаха Старшего. Верона словно переехала на широту Ленинграда: многие рецензенты отмечали сдержанный, отнюдь не южный колорит постановки.
Первый состав исполнителей вошел в легенду, и прежде всего Галина Уланова. Полуарабеск Улановой – Джульетты стал символом недосказанности в эпоху молчания и подтекста, ее бег – волевым порывом к свободе.
Балет Лавровского и Вильямса – одно из лучших творений советского балета и редкий для театральных сочинений Прокофьева случай, когда первая постановка стала канонической. В 1946 году спектакль переехал в Большой театр вместе с Джульеттой – Улановой. В 1956 году он произвел фурор на гастролях москвичей в Лондоне и стал отправной точкой для важнейших зарубежных версий ХХ века: Аштона, Макмиллана, Нуреева, Ноймайера. В Ленинграде же спектакль возобновляли в 1975, 1983 и 1991 годах. В 2012-м его записали на DVD. Он до сих пор собирает полные залы, и трудно поверить, что музыку «Ромео» когда-то считали антибалетной, а накануне премьеры готовились к провалу. Богдан Королёк
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Прокофьев в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)