ИСПОЛНИТЕЛИ:
Мать – Валерия Стенькина
Узник – Евгений Никитин
Страж – Дмитрий Колеушко
Первый священник – Олег Лосев
Второй священник – Владимир Феляуэр
Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Хормейстер – Никита Грибанов
Ответственный концертмейстер – Леонид Золотарев
Дирижер – Олег Каэтани
В ПРОГРАММЕ:
Франц Шуберт
Симфония № 3 ре мажор, D 200
Российская премьера
Луиджи Даллапиккола
«Узник», одноактная опера (концертное исполнение)
Ранние симфонии Шуберта (с Первой по Шестую) – плоть от плоти венского любительского и полупрофессионального музицирования. Его уровень в Вене начала XIX века был необычайно высок. В домах горожан играли струнные квартеты и другие камерные ансамбли, не говоря уже о вечерах клавирной или вокальной музыки. Собирались и целые оркестры, исполнявшие симфонии. Но все же печально, что ни одна из симфоний Шуберта при жизни композитора не прозвучала в открытом публичном концерте. А потомками они были обнаружены только после 1865 года.
Третья симфония, начатая Шубертом в конце мая 1815 года, была завершена в июле того же года. Произведение 18-летнего композитора привлекает юношеской непосредственностью, открытой жизнерадостностью, еще не омраченной невзгодами и утратами. С присущими молодости простотой и безыскусностью Шуберт опоэтизировал в Симфонии венский музыкальный быт. Среди его слагаемых – и наследие Гайдна и Моцарта, и иноземные «вторжения», например итальянской оперы. И, конечно же, отличительное свойство шубертовского симфонизма в том, что его партитуры напоены песенностью.
Первая часть открывается медленным вступлением в духе Йозефа Гайдна. Последующее сонатное аллегро также выдержано в классических традициях, идущих от дивертисментов Гайдна и Моцарта, но нельзя не услышать в нем и «россиниевские» реплики: они – живая часть музыкальной атмосферы Вены. А в мускулистых энергичных ритмах tutti – чувствуется влияние Бетховена. Вторая часть – целиком «шубертовская»: она пронизана не созерцанием и раздумьем, свойственным медленным разделам классических симфоний, а подвижным «серенадным» ритмом куплетной песни. Столь же пластичны и непринужденная форма, и чарующе тонкая оркестровая ткань. Третья часть – менуэт, но не чинный светский, а скорее грубоватый сельский, в деревянных башмаках; постоянные ритмические перебои и акценты приближают его к бетховенским скерцо. Средний эпизод – лендлер, крестьянский предшественник вальса. Стремительный финал – самая развернутая часть симфонического цикла. В заразительном ритме тарантеллы, подхлестываемый внезапными акцентами, он проносится вихрем, вновь вызывая ассоциации с музыкой «упоительного Россини». Но все время ощущается и крепкая рука мастера австро-немецкой школы.
Впервые целиком Третья симфония Шуберта была исполнена 19 февраля 1881 года в лондонском Crystal Palace под управлением Августа Манса.
Иосиф Райскин
«Узник» Луиджи Даллапикколы – одноактная додекафонная опера-протест, написанная в 1943–1948 годах. Неслучайно изобразительным «эпиграфом» к своей партитуре композитор избрал офорт Гойи из серии «Ужасы войны». Однако Даллапиккола отказывается от изображения внешних событий, полностью переводя действие в психологический план. Все персонажи оперы носят условно-символические имена: Узник, его Мать, Страж (он же – Великий инквизитор). Концентрация на внутренних переживаниях заглавного героя привела композитора к интересному результату: открытой оперной форме, представляющей собой гигантское эмоциональное нарастание. Точкой отсчета этого психологического крещендо становится момент, когда Страж говорит заключенному в камере Узнику: «Брат мой, надейся!» и, уходя, оставляет незапертой дверь. Узник отправляется в странствование по опасному подземному лабиринту, по мере прохождения которого в его душе усиливается вера во спасение. Наконец лабиринт пройден, он оказывается в саду и видит свет… но значит ли этот свет выход, свободу?
Надежда Кулыгина