Спартак – Константин Зверев
Фригия – Кристина Шапран
Эгина – Оксана Скорик
Марк Красс – Сослан Кулаев
Гармодий – Роман Малышев
Гадитанская дева – Евгения Савкина
Этруски: Шамала Гусейнова, Даниил Сазонов, Аарон Осава-Горовиц
Памяти народного артиста СССР Аскольда Анатольевича Макарова (1925–2000)
Аскольд Макаров был героем балета советской эпохи. Классический танцовщик героического амплуа, эпического масштаба образы он создавал широтой жеста, картинностью поз. В исполнении атлетически сложённого артиста персонажи в статике, в монументальной скульптурности выверенных положений становились не менее выразительными, чем в движении. Хореограф Федор Лопухов называл его «лучшим и единственным в своей сфере – там, где надо крупными штрихами нарисовать волевой, мужественный, активный образ героя в полном смысле этого слова – героя, который не столько даже нарисован, сколько вылеплен».
Макаров танцевал классику – в его репертуаре были Зигфрид в «Лебедином озере», Солор в «Баядерке», Базиль в «Дон Кихоте», Жан де Бриен в «Раймонде», но главные события его артистической карьеры были связаны с новыми постановками. Придя в труппу Кировского театра после окончания Ленинградского хореографического училища в 1943 году, Аскольд Макаров оказался в эпицентре балетных экспериментов тех лет. Он участвовал в премьере «Весенней сказки» Лопухова, создавал образ Остапа в новом спектакле Фенстера «Тарас Бульба», танцевал китайского рабочего Ма Личэна в «Красном маке» Захарова, Рыбака в «Береге надежды» Бельского, Прометея в «Хореографических миниатюрах» Якобсона: Аскольд Макаров воплотил в танце целую плеяду героических персонажей, сотрудничая со многими хореографами. И все же больше всего он запомнился зрителям как артист Леонида Якобсона. Творческая встреча двух мастеров стала судьбоносной для каждого из них: артист нашел балетмейстера, в спектаклях которого смог раскрыть свою актерскую индивидуальность, балетмейстер нашел артиста, способного в полной мере реализовать задуманное. Работая с Якобсоном, Макаров создал свои лучшие роли: величавого богатыря Али-Батыра в «Шурале»; словно сошедшего с античного пьедестала, могучего Спартака в одноименном балете; властного и экспрессивного Маяковского в «Клопе». Макаров, органичный в хореографии тонкого стилиста и не отличавшегося сдержанностью выдумщика Якобсона, стал первым и незабываемым для нескольких поколений зрителей исполнителем этих партий. «С Якобсоном работать нелегко. Но как увлекательно! – рассказывал танцовщик. – К стилю его работы надо привыкнуть, проникнуться, так сказать, особенностями его творчества и… со многим смириться. Тогда возникнет контакт. Напряженный этот контакт не прерывается и после репетиций, взывает к сознанию актера, будит его собственную мысль». Между Якобсоном и Макаровым контакт возник с самой первой их совместной работы – над ролью Али-Батыра. Артист признавался, что она заставила его задуматься о сущности своего искусства, объединяющего танец и драматическую игру. Разбуженная мысль привела к защите кандидатской диссертации на тему «Проблемы создания героического образа в советском балете», а на сцене – к вдумчивой и скрупулезной работе над спектаклями. Готовясь к «Спартаку», Макаров читал о восстании, «с пристрастием» осматривал античные залы музеев, в условиях советской изоляции нашел возможность побывать в Неаполе и Риме, для того чтобы понять и прочувствовать своего персонажа.
На примере Аскольда Анатольевича артисты познавали секреты актерского мастерства, у него учились – Макаров преподавал на кафедре хореографии в консерватории, в Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, воспитал не одно поколение артистов в труппе «Хореографические миниатюры», которую возглавил после смерти Леонида Якобсона.
Созданные Аскольдом Анатольевичем образы живут на сцене, память о его актерских победах хранят не только запечатлевшие вдохновенного артиста фотографии и кадры кинозаписей, ее хранят спектакли. Ольга Макарова
Премьера – 27 декабря 1956 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Премьера капитального возобновления на сцене Мариинского театра – 1 июля 2010 года
Продолжительность спектакля 3 часа
Спектакль идет с двумя антрактами
«Спартак» Леонида Якобсона – едва ли не самый громкий и масштабный спектакль за всю балетную историю Мариинского театра ХХ века. Громкими были скандалы еще в период подготовки к постановке, когда Якобсон по своей воле сократил и перекроил готовую партитуру возражавшего против изменений Арама Хачатуряна. Разногласиями между хореографом и композитором в театральном мире не удивишь, но чтоб дело дошло до рукоприкладства (как, рассказывают, было в случае со «Спартаком») и ссоры на годы – это редкость.
Громкой была слава спектакля. В процессе работы худрук балета Кировского театра Федор Лопухов, пригласивший Якобсона делать «Спартака», собирал восторженные отзывы репетировавших артистов, чтобы обезопасить спектакль перед принимающими комиссиями, и к моменту сдачи балета вооружился целой стопкой записанных похвал. Молва о впечатляющем действе распространилась быстро, и «Спартак» стал одним из самых посещаемых спектаклей театра, на него непросто было попасть. Что же заставляло любителей балета посменно дежурить в очередях за билетами?
Якобсон впервые в академическом театре поставил балет без пальцев и на невыворотных ногах. Уже это шокировало зрителей: в 1950-е годы в Кировском театре применение свободной пластики для решения целого спектакля было в диковинку (из балетов Михаила Фокина тогда шла только классическая «Шопениана»). Интриговала зрителей и грандиозность зрелища. Постановка с размахом исторического полотна, задуманная как античная фреска, с масштабной массовкой, огромным количеством персонажей, кордебалета и статистов носила подзаголовок «Сцены из римской жизни». В монументальном четырехактном действе оживала эпоха – быт, кровавые бои гладиаторов и сладострастная нега патрицианских пиров. На многоликом образе Рима был поставлен акцент в истории о восстании рабов под предводительством Спартака и его разгроме войсками Красса.
Имитируя античные барельефы, ключевые эпизоды сюжетного развития хореограф запечатлел в «живых картинах», статичных положениях, в которых застывали герои во время симфонических антрактов между картинами. Вдохновляясь горельефами Пергамского алтаря (во время создания «Спартака» он еще находился в Эрмитаже), опираясь на вазовую живопись, древнеримские изображения и скульптуру, Якобсон в пластике стремился к воссозданию духа античности. Его интересовал поиск индивидуального пластического языка, свойственного только этому спектаклю. Неожиданная хореографическая образность, воплощенная на сцене выразительностью поз, картинной точностью жеста блестящих исполнителей (Спартак – Аскольд Макаров, Фригия – Инна Зубковская, Нинель Петрова, Эгина – Алла Шелест), покорила зрителей.
Хотя со стороны ревнителей классики звучали сетования на то, что балет поставлен не на пальцах, что пластическое воспроизведение изображений с этрусских ваз создает ощущение, что балерины танцуют «в полноги». Якобсон же настойчиво доказывал правоту своего метода. Он был уверен, что античность, поставленная на пуанты, нарисованная выворотным классицистским танцем, станет искусственной. Хореограф очень дорожил своими пластическими открытиями, выстраданными спектаклями, много писал о них, парировал критику, эмоционально и обоснованно отстаивал правоту своего решения.
«Спартак» на десятилетия вошел в репертуар. Поставленный в 1956 году, он был возобновлен сначала в 1976-м, затем в 1985 и 2010 годах. И до сих пор хранит славу Леонида Якобсона – изобретательного режиссера, умевшего поразить зрительское воображение монументальным зрелищем, и тонкого стилиста-хореографа. Ольга Макарова
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)