Санкт-Петербург, Мариинский-2

Бенвенуто Челлини


опера Гектора Берлиоза

Исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)

«Берлиоз – поэт оркестра»
ПРОЙТИ ТЕСТ

Исполнители

Дирижер –

Кристиан Кнапп

Бенвенуто Челлини – Александр Михайлов
Тереза – Анастасия Калагина
Асканио – Эвелина Агабалаева
Фьерамоска – Егор Чубаков
Джакомо Бальдуччи – Олег Сычёв
Папа Климент VII – Юрий Воробьёв

Мировая премьера: 10 сентября 1838 года, Театр Королевской академии музыки (Парижская опера)
Премьера в Мариинском театре: 6 июля 2007 года
Премьера постановки: 10 ноября 2021 года


Продолжительность спектакля 3 часа 25 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Гектора Берлиоза
Либретто Леона де Вайи и Анри Огюста Барбье

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Франдетти
Художник-сценограф – Вячеслав Окунев
Художник по костюмам – Виктория Севрюкова
Хореограф – Ирина Кашуба
Художник по свету и режиссер мультимедиа – Глеб Фильштинский
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Хормейстеры: Константин Рылов, Павел Теплов
Репетитор по французскому языку – Ксения Клименко

Краткое содержание

Краткое содержание соответствует режиссерской версии оперы.

Действие происходит в Риме в 1960-х годах.

Увертюра
На киностудию «Чинечитта» приезжает знаменитый кинорежиссер Бенвенуто Челлини. По заказу продюсера студии Климента Медичи он будет снимать фильм о Персее. Но вот беда: режиссер переживает творческий кризис и не представляет себе, каким должно получиться его творение. Во время пресс-конференции, посвященной новому кинопроекту, Челлини знакомится с Терезой, дочерью директора студии Бальдуччи. Взаимную симпатию Терезы и Челлини замечает другой режиссер, Фьерамоска. Он обращает на это внимание Бальдуччи, который в раздражении разгоняет работников студии.

Действие первое
Бальдуччи не в духе: он недоволен тем, что продюсер пригласил в Рим флорентийца Бенвенуто Челлини и заказал ему производство блокбастера «Персей». По мнению Бальдуччи, в Риме есть лучший творец – Фьерамоска. Его он прочит в мужья своей дочери. Но Тереза не слушает ворчание старика-отца. Рассерженный Бальдуччи уходит. Издалека доносится веселая песня: это поет Челлини со своими друзьями. Тереза получает записку от влюбленного в нее Бенвенуто.
Появляется автор записки. Страстью и нежностью проникнуты его слова, обращенные к Терезе. Увлекшись планами предстоящего побега, влюбленные не замечают подслушивающего их сговор Фьерамоску. Неожиданно возвращается Бальдуччи. Ловкому Бенвенуто удается незаметно скрыться, Фьерамоска же попадается на глаза старику. Бальдуччи вне себя от негодования: за его спиной этот бездельник посмел добиваться свидания с Терезой. Взбешенный директор созывает всех женщин студии.

Действие второе
В столовой киностудии собираются сотрудники: художники, операторы, осветители, актеры. Они хотят отпраздновать новую работу Челлини, но кошелек Бенвенуто пуст, а заведующий столовой отказывается отпускать вино в долг. На выручку приходит друг и ученик Челлини – юный Асканио. Он приносит полученные от Климента деньги. Но вот незадача: директор студии Бальдуччи выдал более чем скромную сумму. Возмущенные художники решают сегодня же зло осмеять скрягу Бальдуччи. Во время съемки Челлини с помощью Асканио похитит у старика Терезу. Как было заранее условлено, друзья наденут костюмы монахов: Бенвенуто – белую сутану, Асканио – коричневую. Этот план подслушивает Фьерамоска. Как только Челлини и его команда покидают столовую, он спешит договориться со своим приятелем, пьяницей и буяном Помпео, о том, чтобы сорвать замысел флорентийца. Фьерамоска и Помпео переоденутся точно в такие же костюмы, как Бенвенуто с Асканио, и вместо них похитят Терезу.
Съемочная площадка. Все сотрудники киностудии собрались посмотреть, как приглашенный режиссер запускает производство своей картины. Начало работы отмечают праздником. Скрытые масками друзья Челлини насмехаются над Бальдуччи. Артисты устраивают выступление, в котором пародируют Фьерамоску, Бальдуччи и Климента. Вне себя от злости, директор студии клянется расправиться с обидчиками. Поглощенный ссорой, он не замечает, как толпа оттесняет от него дочь. К девушке тут же спешат Бенвенуто и Асканио. Одновременно к ней приближаются Фьерамоска и Помпео; на них такие же маски и костюмы. Разгорается спор, переходящий в ожесточенную схватку. Бенвенуто случайно убивает Помпео. Полицейские арестовывают виновника, но тот вырывается и убегает, воспользовавшись общей суматохой. Полицейские бросаются в погоню. Бальдуччи по ошибке хватает Фьерамоску.

Действие третье
В мастерской Челлини Тереза и Асканио ждут возвращения Бенвенуто. Появляется Челлини, которому удалось скрыться от преследователей. Он рассказывает о том, как сумел спастись. Внезапно входит Бальдуччи. Он осыпает непослушную дочь упреками и изъявляет отцовскую волю: сегодня же она обвенчается с Фьерамоской, который доказал свою непричастность к убийству Помпео и освобожден из-под стражи. Перебранку, возникшую между Бальдуччи и Челлини, прерывает Климент. Он прибыл, чтобы узнать, как продвигается работа над кинофильмом. Услышав, что Челлини даже не приступил к работе, продюсер приходит в ярость. Но кто, кроме гениального Челлини, может создать «Персея»? Режиссеру обещают простить все прегрешения, если он сейчас же приступит к съемкам. Челлини требует в награду руку Терезы. Климент согласен и на это. Все присутствующие провожают продюсера, и в мастерской остается только Асканио. Ему страшно, ведь срыв работы над «Персеем» может сказаться и на нем. Чтобы справиться со страхом, юноша готовит съемочную площадку и поет веселую песню. Возвращается Челлини. Он по-прежнему не знает, как приступить к работе. Единственное его желание – сбежать отсюда как можно дальше. Тем временем терпение сотрудников студии на исходе: они требуют зарплату и отказываются работать с Челлини. Даже уговоры Терезы не помогают. Внезапно появляется Фьерамоска. Он пытается перекупить команду конкурента, но получает резкий отказ. Челлини насильно привлекает Фьерамоску к работе над «Персеем» и лихорадочно принимается за дело. Наконец работа закончена – и перед восхищенными зрителями предстает прекрасное произведение искусства. Алексей Франдетти


Как на пестром итальянском карнавале, в «Бенвенуто Челлини» Берлиоза перемешались комическое и трагическое, глубокие чувства и игра, ироничное лицедейство и пронзительная душевная обнаженность. Оперный первенец великого французского композитора-романтика принадлежит к редкой породе: это опера-семисериа, то есть «полусерьезная» опера. Ее главная идея вполне серьезна: речь идет о гении и творчестве, о месте художника в социуме, о цене произведения искусства. В фигуре знаменитого флорентийского скульптора Челлини Берлиоз увидел свое альтер эго – гения, который, что называется, ходит по краю, но только так и может творить шедевры. В определенный момент дело принимает совсем серьезный оборот: на сцене совершается убийство, а потом и сам герой оказывается на волосок от смерти. Но Берлиоз не морализатор: серьезность тут соседствует с комизмом, лирические герои – с буффонными, живые люди – с масками. Здесь есть и развернутые арии рефлексирующих героев, и умопомрачительные, моцартовские по духу ансамбли, и великолепные хоровые сцены, в том числе грандиозный финал первого акта, о котором Ференц Лист сказал, что он написан «пылающими нотами». «Бенвенуто Челлини» – это еще и праздник оркестра; Берлиоз, с его стремлением породнить оперу с симфонией, создал совершенно ослепительную партитуру, полную блестящих тембровых находок. Объем оперы показался Листу, поставившему ее в Веймаре, избыточным, и большие фрагменты ушли в купюры. Новый спектакль Мариинского театра основан на полной, парижской версии.
«Бенвенуто Челлини», с его многолюдными уличными сценами, попойкой в таверне, балаганным театром, римским папой в качестве deus ex machina и прочими эффектными ситуациями, предоставляет любому оперному режиссеру заманчивое поле деятельности. Московский постановщик Алексей Франдетти увидел параллели между историей создания легендарной статуи Персея и историей съемок культового фильма Федерико Феллини «8½». Режиссер перенес действие оперы в 1963 год, на римскую киностудию, где, как известно, с большими трудностями рождался величайший киношедевр ХХ века. Кризисы и прозрения, чередование прокрастинации и лихорадочной деятельности, финансовые «качели» и зависимость от заказчика сопутствуют художественному творчеству в любые времена. Христина Батюшина


ЧИНЕЧИТТА В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ
Алексей Франдетти о постановке оперы «Бенвенуто Челлини» >>


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)