Китри – Рената Шакирова
Базиль – Филипп Стёпин
Гамаш – Василий Щербаков
Эспада – Роман Беляков
Уличная танцовщица – Мария Буланова
Мерседес – Ольга Белик
Цветочницы: Анастасия Никитина, Шамала Гусейнова
Повелительница дриад – Анастасия Нуйкина
Амур – Дарья Устюжанина
Вариация – Яна Селина
Студенты Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой
Нонне Ястребовой особенно удавались жизнерадостные, веселые и озорные героини. Китри в «Дон Кихоте» была из их числа. Между тем судьба Нонны Борисовны в профессии была далека от безоблачности праздничных балетных историй.
Она оканчивала Ленинградское хореографическое училище в 1941 году. Как одной из лучших учениц класса Агриппины Яковлевны Вагановой ей поручили главную партию в специально поставленном Борисом Фенстером для выпускного спектакля балете «Бэла». А в день генеральной репетиции началась война. Премьера состоялась, и для многих юных артистов, получивших повестки, этот выход на сцену стал последним. Нонну Ястребову приняли в Кировский театр, но в эвакуацию с труппой она не уехала. Поначалу танцевала в спектаклях в осажденном городе, а когда они прекратились, пошла в армейский ансамбль песни и пляски и выступала в концертах для бойцов, защищавших Ленинград. В блокадном городе о ежедневных, необходимых для артиста балета уроках классического танца пришлось забыть. Пока ее коллеги давали спектакли в эвакуации в пермском (тогда молотовском) театре, Ястребова выступала на обледенелых досках импровизированных сцен, а то и прямо на земле на передовой, в военных частях, ходила к концертным площадкам через минные поля и танцевала чаще не в балетных туфлях, а в сапогах.
Когда труппа театра вернулась в Ленинград, артистке пришлось заново приучать тело к исполнению классических па. Ей удалось наверстать упущенное, и в послевоенные годы Нонна Ястребова стала солисткой кировского балета. Публика любила ее героинь: нежную Аврору в «Спящей красавице» и страстную Зарему в «Бахчисарайском фонтане», коварную Эгину в «Спартаке», темпераментную Жанну в «Пламени Парижа» и трагическую Тао Хоа в «Красном маке». Посчастливилось Ястребовой стать и создательницей ролей в новых спектаклях Владимира Бурмейстера, Вахтанга Чабукиани, Константина Сергеева. Роль Эльзевиры Ренессанс в балете Леонида Якобсона «Клоп» оказалась одной из ее коронных. Придуманная хореографом пародийно-гротескная пластика очень отличалась от всего, что доводилось танцевать артистке, – была рассчитана не столько на технику, сколько на актерскую выразительность и чувство юмора исполнительницы. И чутье Якобсона, выбравшего Ястребову на эту партию, как обычно, не подвело – сатирический образ получился запоминающимся. Обаяние Нонны Ястребовой запечатлел и кинематограф: она снялась в художественном фильме «Солистка балета». А завершив сценическую карьеру, Нонна Борисовна посвятила себя педагогике – возглавляла хореографический коллектив Ленинградского дворца пионеров, вдохновляя своих воспитанников элегантностью и статью, давая пример жизнелюбия и умения в любых обстоятельствах оставаться воплощением красоты.
Премьера балета в хореографии Мариуса Петипа – 14 декабря 1869 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Александра Горского – 6 декабря 1900 года, Большой театр, Москва
Премьера версии Александра Горского в Мариинском театре – 20 января 1902 года
Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Доставшийся нам в наследство от золотого века классического балета «Дон Кихот» – яркий образец балетной Испании с зажигательными ансамблевыми танцами, кастаньетами, веерами, юбками в горох, розами и гребнями в женских прическах.
Несмотря на название, это не интерпретация романа Сервантеса. Основой сюжета и поводом для танцев стал лишь один эпизод из многочисленных приключений хитроумного идальго – история о несостоявшейся свадьбе богача Камачо (в балете – Гамаш) с красавицей Китерией (Китри), возлюбленной деревенского юноши Басилио (Базиль). И Дон Кихот в спектакле – далеко не главный герой по балетным меркам, его роль – пантомимно-пешеходная, а все танцевальные свершения отданы другим персонажам.
Праздничный, увлекающий темпераментом и виртуозностью спектакль был поставлен в 1900 году (а в 1902-м перенесен из московского Большого в Мариинский театр) Александром Горским по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа, украшавшего петербургскую афишу с 1871 года. Молодой и пылкий хореограф Горский на заре ХХ века был очарован идеями Станиславского (только что открывшего Московский художественный театр) и во имя «жизненной правды» в балете превратил симметричный кордебалет, привычный для постановок своего старшего коллеги Петипа, в играющую, переживающую, веселящуюся толпу. Первые зрители спектакля вспоминали: «На площади эта живая страстная толпа заставляет верить до полнейшей иллюзии в солнце, под которым так хочется влюбляться, дразнить друг друга, гоняться за убегающей, прячущейся за веером красавицей...»
Сохранив в своей версии контуры либретто, написанную Минкусом для Петипа музыку и многие хореографические куски, Горский пересмотрел некоторые сцены существовавшего спектакля. Современный «Дон Кихот» – пожалуй, чемпион балетного репертуара по танцевальной разноголосице: он хранит голоса Мариуса Петипа, Александра Горского, Федора Лопухова, в 1923-м сочинившего «в духе фольклора» испанское фанданго, и Нины Анисимовой, в 1946-м добавившей свой цыганский танец. Да и многие танцовщики-исполнители партии Базиля вполне могут считаться соавторами хореографии главного персонажа – не раз индивидуальные придумки и трюки, призванные во всем блеске раскрыть возможности артиста, закреплялись в тексте вариаций. Для солистов «Дон Кихот» – это не только планка виртуозности, это и возможность окунуться в стихию игры, где даже небольшая роль способна расцвести целым букетом юмористических красок. А зрителей этот спектакль, в котором на равных соседствуют жанрово-бытовые сценки, характерная хореография и чистая классика, неизменно очаровывает щедрой танцевальностью и атмосферой беззаботной праздничности. Ольга Макарова
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)