Брунгильда – Татьяна Павловская
Вотан – Евгений Никитин
Зигмунд – Михаил Векуа
Зиглинда – Екатерина Санникова
Фрика – Анна Кикнадзе
Хундинг – Михаил Петренко
Мировая премьера: 26 июня 1870 года, Национальный театр, Мюнхен (впервые как часть тетралогии – 14 августа 1876 года, Байройт)
Премьера в Мариинском театре: 24 ноября 1900 года (на русском языке, перевод Ильи Тюменева)
Премьера постановки: 14 июня 2003 года
Премьера обновленной сценической версии: 3 августа 2023 года
Продолжительность спектакля 5 часов 30 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
«Ужасная буря – стихий и сердец, – которая постепенно замирает в чудесном сне Брунгильды», – написал Вагнер о «Валькирии», предельно сжато сформулировав содержание второй оперы тетралогии «Кольцо нибелунга». Страшная буря обрушивается на слушателей с первых тактов: эта симфоническая картина – одна из самых эффектных у Вагнера. Между событиями «Золота Рейна» – предыдущей оперы тетралогии – и «Валькирии» прошло не меньше двух десятилетий. Уже сравнение их оркестровых вступлений – то и другое «про воду» – покажет: в мире все пошло не так, нарушено равновесие, исчезла гармония. Кольцо всевластия украдено, верховный бог Вотан позволил себе грабеж и нарушение договорных обязательств. Валгалла, место обитания божественной элиты, в опасности, для ее спасения нужен герой – не бог, а человек, причем свободный. Заваренную богами кашу приходится расхлебывать людям: они впервые выступают на сцену в первом акте «Валькирии». Где человек – там и человеческие страсти, страхи, переживания, влечения. Все свои зрелые театральные сочинения Вагнер считал не операми, а музыкальными драмами; относительно «Валькирии» можно уточнить: это музыкальная психодрама. В передаче внутреннего мира человека музыкальными средствами Вагнер не знает себе равных: все, что заключено во взгляде Зиглинды на Зигмунда, раскроет оркестр. Первоначальное «рабочее» название оперы упоминало сразу трех детей Вотана – «Зигмунд и Зиглинда, или Наказание валькирии». Все трое были любимы отцом, все трое пострадали от него; ко всему прочему, «Валькирия» – это еще и захватывающая семейная драма. Но Вагнер силен не только как композитор-психоаналитик, он еще и мастер музыкальных картин – чего стоит один только «Полет валькирий» в начале третьего акта или сцена огня в финале. Знакомство с грандиозным вагнеровским мифом можно начинать не только «мягко» – с «Золота Рейна», но и с размаху – сразу с «Валькирии», сосредоточившей в себе самую суть феномена Вагнера.
Сценическая история «Кольца нибелунга» началась в августе 1876 года в немецком городе Байройте, где для воплощения амбициозных идей Вагнера был построен специальный фестивальный театр. Но и там вагнеровским постановкам не хватало простора. Художник-визионер, Вагнер сочинял «произведение искусства будущего» для воображаемой сцены будущего, обладающей гораздо бóльшими техническими возможностями, нежели театр XIX века. В начале XXI столетия в Мариинском театре монументальная тетралогия была поставлена с размахом и мастерством, которые сполна отвечают чаяниям ее автора.
В завершение сезона 2022-2023 публика увидит новую сценическую версию первых двух спектаклей легендарного мариинского «Кольца». Радикально обновлен свет, масштабные видеоинсталляции создают захватывающие оптические эффекты и иллюзии. Как того и хотел Вагнер, его творение продолжает идти в ногу со временем, оставаясь актуальным искусством для современного зрителя. Христина Батюшина
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)