Театр «Мюзик-Холл»

Борис Годунов


опера Модеста Мусоргского (редакция 1869 года)

К 150-летию со дня рождения Федора Шаляпина

Исполнители

Борис Годунов – Ильдар Абдразаков
Шуйский – Евгений Акимов
Пимен – Станислав Трофимов
Гришка Отрепьев – Сергей Семишкур
Юродивый – Евгений Ахмедов
Андрей Щелкалов – Алексей Марков
Варлаам – Юрий Власов

Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Модеста Мусоргского
Либретто композитора по одноименной трагедии Александра Пушкина и «Истории государства Российского» Николая Карамзина

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер адаптации – Сергей Богославский
Видеопроекция – Петр Окунев
Художник по свету (адаптиция для Мюзик-Холла) – Вадим Бродский
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Главный хормейстер – Константин Рылов
Хормейстер детского хора – Ирина Яцемирская

Краткое содержание

Действие происходит в 1598–1605 годах.

Пролог и первая картина
Двор Новодевичьего монастыря под Москвой. Стрельцы и приставы сгоняют народ «просить на царство» Бориса Годунова. Думный дьяк Щелкалов выходит к народу с вестью о том, что Борис отказывается от трона. Пристав оглашает боярский указ: «Завтра быть в Кремле и ждать там приказаний».

Картина вторая
В Успенском соборе венчают Бориса на царство. Под колокольный звон царь Борис предстает перед народом. Его страшит бремя власти.

Картина третья
Келья в Чудовом монастыре. Монах Пимен заканчивает свою летопись истории Руси. В келье спит молодой чернец Григорий Отрепьев. Он просыпается от тревожного сна: уже в третий раз смотрит с высоты на Москву и падает вниз. Григорий слушает рассказ Пимена о прежней жизни и расспрашивает о смерти царевича Димитрия в Угличе. «Он был бы твой ровесник и царствовал», – говорит Пимен. Эти слова глубоко западают в душу Григория, рождая в нем смелый и дерзкий замысел.

Картина четвертая
Корчма на литовской границе. Сбежавший из монастыря Григорий собирается перейти границу, вместе с ним беглые монахи Мисаил и Варлаам. От хозяйки корчмы Григорий узнает, каким путем можно пройти в Литву, минуя заставы.
В корчму приходят приставы. Они ищут беглеца, опасного для Московского государства. Прочесть приказ может только Григорий. Он читает, что из Чудова монастыря бежал чернец Григорий Отрепьев и царь приказал его изловить. В приказе перечисляются приметы беглеца. Чтобы не выдать себя, поглядывая на Варлаама, Отрепьев описывает его приметы вместо своих. Приставы набрасываются на Варлаама. Мигом слетает с Варлаама хмель. Медленно, по буквам, читает он царский указ. Григорий опознан и спасается бегством.

Картина пятая
Царский терем в Московском Кремле. Дочь Годунова Ксения оплакивает своего умершего жениха. Здесь же в тереме и Федор, сын Бориса.
Входит царь. Он старается утешить дочь, интересуется занятиями сына. На душе у него тяжело. Борис знает, что народ винит его во всех бедствиях и никакими щедротами он не может снискать народной любви.
Размышления Бориса прерваны приходом Шуйского, его давнего врага. С затаенным злорадством князь сообщает Борису о появлении в Литве самозванца, присвоившего имя царевича Димитрия. Король, паны и римский папа – за него. Борис заклинает Шуйского сказать правду: подлинно ли ребенок, погибший в городе Угличе, был царевич Димитрий.
Шуйский, наслаждаясь мукой царя, описывает рану на шее царевича, предсмертную улыбку на его устах. Потрясенный, охваченный ужасом, Борис гонит Шуйского прочь, ему чудится призрак убитого ребенка.

Картина шестая
Площадь перед собором Василия Блаженного. Толпа, собравшаяся на площади, ждет окончания службы. В соборе предают анафеме Гришку Отрепьева. Из уст в уста передается слух о приближении войск самозванца к Москве.
Мальчишки окружают Юродивого и отнимают у него копеечку. Из собора выходит царь. «Хлеба, хлеба! Дай голодным хлеба, хлеба! Хлеба подай нам, батюшка, Христа ради» – кричит народ. Обиженный мальчишками юродивый обращается к царю: «Вели-ка зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Борис останавливает приближенных, готовых схватить несчастного, и просит Юродивого помолиться за него. «Нельзя молиться за царя Ирода», – слышит он в ответ.

Картина седьмая
Грановитая палата в Московском Кремле. На заседании боярской думы решается участь самозванца. Дьяк Щелкалов зачитывает грамоту от царя Бориса. Бояре обсуждают, какой казни подвергнуть самозванца, когда он будет схвачен. Появляется Шуйский. Он рассказывает, как царь Борис в своем тереме отгонял от себя видение убитого царевича Димитрия. В это время с возгласом «чур, чур, дитя!» появляется Борис. Он обращается к боярам с просьбой о совете и помощи. В ответ Шуйский предлагает выслушать старца, который желает поведать тайну. Входит Пимен. Он рассказывает царю, что в Угличе произошло чудо: слепой прозрел на могилке царевича. Этого удара Борис не выдерживает. Чувствуя близкую кончину, он зовет сына…
Под погребальный звон, указывая на Федора, умирающий Борис говорит: «Вот царь ваш… Царь… Простите»



Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)