Аида – Елена Стихина
Амнерис – Екатерина Семенчук
Радамес – Ахмед Агади
Амонасро – Алексей Марков
Рамфис – Юрий Воробьёв
Царь Египта – Михаил Колелишвили
Мировая премьера: 24 декабря 1871 года, Хедивская опера, Каир
Премьера в Большом (Каменном) театре: 19 ноября 1875 года, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера в Мариинском театре: 1 апреля 1877 года, Императорская русская оперная труппа (на русском языке, перевод Григория Лишина)
Премьера постановки: 30 декабря 1998 года
Продолжительность спектакля 3 часа 5 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Как известно, «Аида» была заказана Джузеппе Верди хедивом Египта по случаю открытия Суэцкого канала. Композитор уже более десяти лет не писал для итальянских театров. Его новых опер ждали повсюду, от Лондона до Санкт-Петербурга, и платили за них щедрее, чем на родине. Один из величайших шедевров маэстро впервые увидел свет рампы вдалеке от оперных столиц, в Каире. Хотя было объявлено, что в том случае, если Верди оперы не напишет, обратятся к Вагнеру или Гуно (какой прекрасный выбор существовал у театров в 1870 году!), в Египте терпеливо ждали, пока после двух отказов маэстро согласится все же прочесть сценарий – чтобы найти его превосходным. Затем ждали, пока будет готова объемистая партитура и наконец можно будет получить из Франции костюмы и декорации, застрявшие в парижских мастерских из-за Франко-прусской войны. Каирская премьера состоялась 24 декабря 1871 года. Композитор в Египет не поехал, решив заняться подготовкой постановки в Милане.
В «Аиде» Верди удалось все. Каждый образ, вплоть до эпизодического Гонца, ярко очерчен, вокальные партии великолепны, и едва ли не каждый номер стал шлягером. По части зрелищности «Аида» с ее хорами, шествиями и танцами дает сто очков вперед одной из своих непосредственных предшественниц, французских «больших» опер – «Африканке» Мейербера. Особенно роскошной была первая каирская постановка, а для знаменитого марша Верди лично заказал миланскому мастеру Джузеппе Пелитти шесть прямых «египетских» труб.
В своей двадцать третьей по счету опере Верди проявил себя консерватором, мудро предпочтя композиционным новациям традиционные формы. Если почитать его письма к либреттисту Антонио Гисланцони, может показаться, будто он вовсе хотел пожертвовать драматизмом в пользу музыки. Например, в финале Верди желал лишь пения – «чистого и простого». Конечно, это не так. «Аида» замечательна великолепными драматическими сценами главных героев – Аиды, Амнерис, Радамеса и Амонасро, – которые изобилуют неожиданными поворотами действия. Но и в них на первом месте – пение и подобающая ему поэзия в высоком стиле. Работая над сценой Амнерис со жрецами, Верди напутствовал талантливого соавтора: «Не сомневаюсь в том, что вы напишете в этом месте прекрасные стихи, выдержанные, благородные, возвышенные». Именно таков дух «Аиды» – произведения по сути классического, по тону приближающегося к греческой трагедии. Самое удивительное в «Аиде» – это ее финал. Верди говорил: «Я хотел бы нечто нежное, воздушное; кратчайшее двухголосие, прощание с жизнью. Аида тихо опустилась бы в объятия Радамеса. Тем временем Амнерис, стоя на коленях на камне, завалившем вход в подземелье, пела бы некий Requiescant in pace». Так все и получилось, и замурованные в подземелье влюбленные, прощаясь с землей и земными страданиями, словно воспаряют к небесам.
Анна Булычёва
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)