Никия – Оксана Скорик
Гамзатти – Мария Буланова
Солор – Андрей Ермаков
Золотой божок – Алексей Тимофеев
Трио теней: Александра Хитеева, Анастасия Нуйкина, Камилла Мацци
В ЧЕСТЬ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ РСФСР ЕЛЕНЫ ЕВТЕЕВОЙ
Елена Викторовна Евтеева в Мариинском театре – хранительница прежде всего традиций лирики классического танца. Именно лирические партии были коньком этой балерины, именно в них раскрылся ее пластический дар кантилены в танце, талант создания образов трепетных и нежных героинь. На протяжении более чем двадцати пяти лет исполнительской карьеры в театре она не изменяла своему амплуа.
Воспитанница ленинградской школы, Елена Евтеева выпустилась из класса Лидии Тюнтиной в Ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой в 1966 году. В театре шедевры классического наследия она получала из рук блестящих мастеров старшего поколения: Натальи Дудинской, Нинели Кургапкиной. Изяществом, интеллигентностью и одухотворенностью Елена Евтеева пленяла зрителей в «Жизели», «Шопениане», в роли Никии в «Баядерке», принцессы Флорины в «Спящей красавице», Повелительницы дриад в «Дон Кихоте». Танец балерины вдохновлял критиков на поэтичные метафоры и эпитеты: за воздушную легкость и «светотени настроений» его сравнивали с акварелью, писали, что он «вызывает ассоциации с плавным течением вод». Очевидно, именно это качество определило выбор руководства балетной труппы Театра им. С. М. Кирова, когда юную исполнительницу, еще не станцевавшую на тот момент Одетту – Одиллию в театре, назначили на главную роль в фильме-балете «Лебединое озеро». Сценический путь королевы лебедей Евтеевой, начавшийся с работы в кинопавильоне, был долгим, а первая проба образа, запечатленная в фильме 1968 года, для многих стала воплощением лирической поэзии в движении.
Столь притягательное для зрителя впечатление задушевности танца Евтеевой рождалось благодаря наполненности балерины на сцене. «У нее нет просто красивых поз – каждое движение содержит какой-то смысл, передает состояние, душевное волнение, они все значимы, одухотворены», – писали о ее работе. Эта оправданность, осмысленность жестов и пауз в танце артистки привлекала и хореографов, приглашавших ее к участию в новых постановках. Елена Евтеева была среди первых исполнительниц партий в балетах «Страна чудес» Леонида Якобсона, «Гамлет» и «Левша» Константина Сергеева, она танцевала Ширин в «Легенде о любви» и Катерину в «Каменном цветке» Юрия Григоровича, Девушку в «Ленинградской симфонии» Игоря Бельского, пробовала себя в хореографии Натальи Касаткиной и Владимира Василёва, Олега Виноградова, Игоря Чернышёва, Дмитрия Брянцева, Бориса Эйфмана. Были на ее творческом пути и встречи с зарубежными мастерами: она волновала зрителей в партии Эсмеральды в «Соборе Парижской Богоматери» Ролана Пети, в роли Жены мавра в «Паване мавра» Хосе Лимона, ей довелось поработать с Пьером Лакоттом над па-де-де из «Бабочки», исполнить главные партии в «Сильфиде» и «Неаполе» Августа Бурнонвиля, перенесенных на ленинградскую сцену.
Завершив исполнительскую карьеру, Елена Евтеева посвятила себя педагогике. В Академии Русского балета из ее класса выпустились Светлана Захарова и Дарья Павленко, а в театре среди тех, кому посчастливилось готовить партии с Еленой Викторовной, – Софья Гумерова, Дарья Павленко, Анастасия Колегова, Оксана Скорик, Мария Буланова. Ольга Макарова
Премьера – 23 января 1877 года, Большой театр, Санкт-Петербург
Премьера редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани – 10 февраля 1941 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
«Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия. История любви, рассказанная трепетными танцевальными дуэтами и пантомимными диалогами, развернутыми кордебалетными ансамблями и эффектными танцами солистов. Красочное масштабное полотно, сотканное сложнейшим хореографическим текстом, «Баядерка» – это экзамен на профессионализм, балеринский и премьерский блеск и актерское мастерство для исполнителей. Мариус Петипа сочинил этот спектакль в 1877 году для бенефиса виртуозки Екатерины Вазем, стараясь максимально полно и в достойной оправе представить талант своей любимой балерины.
Танцевальную поэму Петипа складывал исходя из сюжета о любви знатного индийского воина и храмовой танцовщицы. Экзотический колорит стал залогом зрелищности, а мелодраматичная история обманутой любви, типичная для театральной сцены середины XIX века, незатейливая в словесном изложении, в хореографических откровениях Петипа наполнилась глубиной, нюансами, обобщениями. Cо временем изменилась конструкция спектакля, выстроенная гениальным чутьем хореографа, который умел в нужной пропорции смешивать парадную дивертисментность дворцового праздника и пронзительный надрыв трагического монолога покинутой героини, напряженную эмоциональность пантомимного изображения земных событий и отстраненность классического танца в царстве теней.
В ХХ веке «Баядерка» «похудела» на целый акт – рационализм советского взгляда на мир отверг простодушно бутафорское изображение возмездия за клятвопреступничество, а с финальным крушением дворца из спектакля исчезла и драматургическая и танцевальная развязка. Оставшиеся в балете реалии театрального XIX века, плюшевые тигры и слоны на колесиках, сегодня выглядят умилительно забавно, но их незатейливая конкретика оттеняет вневременную гармонию акта теней, чарующего шедевра Петипа, в котором его гений как никогда был близок к абсолюту. Ольга Макарова
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)