Санкт-Петербург, Мариинский-2

Гугеноты (I и II акты оперы, концертное исполнение)


опера Джакомо Мейербера

Исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)

Исполнители

Валентина – Мария Баянкина
Маргарита Валуа – Анастасия Калагина
Урбан – Дарья Росицкая
Рауль де Нанжи – Гамид Абдулов
Невер – Егор Чубаков
Марсель – Олег Сычёв

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Джакомо Мейербера
Либретто Эжена Скриба и Эмиля Дешана по роману Проспера Мериме «Хроника времен Карла IX»

Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Репетитор по французскому языку – Ксения Клименко

Краткое содержание

Действие первое
Август 1572 года. Замок графа де Невера. Вернувшись с друзьями после удачной охоты, граф устраивает пир. Он предупреждает гостей, что ждет еще одного гостя – юного дворянина Рауля де Нанжи, с которым недавно познакомился в Париже. Рауль – гугенот, но в связи с королевским указом, объявляющим мир между католиками и гугенотами, Невер надеется, что его приятели-католики все же окажут Раулю дружеский прием.
Вскоре появляется и сам Рауль. Все садятся за стол. Рауль рассказывает, как несколько дней тому назад, в одну из своих прогулок, он спас неизвестную ему прекрасную девушку от назойливых приставаний пьяной компании. Очарованный юной незнакомкой, он страстно влюбился в нее.
Во время рассказа Рауля является его верный слуга Марсель. Остановившись вдали, он с негодованием следит за своим господином, пирующим в обществе ненавистных католиков. Пытаясь образумить Рауля и увести его, Марсель запевает лютеранский гимн.
Невер просит Марселя спеть что-нибудь другое. Тот вспоминает воинственную песнь о ненависти к папистам. С ней на устах гугеноты шли в бой у Ла-Рошели.
Слуга Невера сообщает о приезде неизвестной дамы. В ней Рауль, к удивлению и ужасу, узнаёт спасенную им незнакомку. Он решает, что она – возлюбленная Невера. Рауль в отчаянии: неужели та, которая казалась ему «невинной, чистой и милой», дарит свою любовь другому?
Невер вскоре возвращается, опечаленный. Таинственная дама оказалась его невестой, Валентиной де Сен-Бри, приезжавшей только для того, чтобы просить его расторгнуть помолвку.
Неожиданно паж Урбан привозит письмо, адресованное Раулю и назначающее ему свидание, на которое тот должен явиться с завязанными глазами. Рауль в недоумении показывает его Неверу. Тот сразу узнаёт почерк и герб Маргариты Наваррской, сестры короля Карла IX. Все решают, что королева выбрала нового фаворита.

Действие второе
Картина первая
Парк у дворца Маргариты Наваррской. Королева беседует с фрейлинами и пажом о любви и ее превратностях. Появляется Валентина, которая сообщает, что ее помолвка с Невером расторгнута. Зная о чувствах своей фрейлины, Маргарита обещает Валентине помочь ей выйти замуж за Рауля и поговорить об этом с ее отцом, суровым Сен-Бри. Паж Урбан докладывает о появлении Рауля. Его вводят с завязанными глазами. Маргарита велит всем уйти и разрешает гостю снять повязку. Пораженный красотой незнакомки, он горячо восторгается ею. Надеясь в новом увлечении забыть Валентину и не зная, что перед ним королева, Рауль говорит ей слова любви и восхищения. Маргарита останавливает не в меру пылкого поклонника.

Картина вторая
Дворцовый зал. Маргарита окружена придворными. Справа стоят католики во главе с Невером и графом де Сен-Бри, слева – знатные гугеноты. Обращаясь к обеим враждующим партиям, Маргарита говорит, что, вступив в брак с королем Наваррским, гугенотом, она надеется прекратить распри между католиками и протестантами. Все должны поклясться выполнять священную волю короля и соблюдать мир.
Сен-Бри, подтверждая свою готовность примириться с гугенотами, дает согласие выдать дочь замуж за Рауля де Нанжи. Он приводит Валентину. Та снимает вуаль, но Рауль, узнав в ней даму, которая приезжала к Неверу, с негодованием отказывается от такой невесты.
Сен-Бри и Невер клянутся отомстить Раулю за нанесенное Валентине оскорбление.

О концерте

Ныне редко исполняемые «Гугеноты» (1836) – это пышный музыкально-театральный блокбастер, базовый образец так называемой большой оперы, которая царила на французской сцене почти столетие. Иные критики превозносили «Гугенотов» до небес, другие нещадно бранили, у публики же успех сочинения был стабильным и длительным: до начала ХХ века оно не сходило с афиш по всему миру, выдержав в одной только Гранд-опера свыше тысячи представлений. Авторы бестселлера – композитор Джакомо Мейербер и либреттист Эжен Скриб – вложили в свое творение всё, что могло бы обеспечить ему популярность, и очень постарались, чтобы зритель не заскучал. На неспокойном, а в финале – кровавом, историческом фоне (Религиозные войны XVI века, Варфоломеевская ночь) разворачивается трагическая история любви протестанта Рауля и католички Валентины. Опера полна резких контрастов: на сцене то танцы, то баталии, то дворец, то кладбище, то свадьба, то резня. Сладкозвучное итальянское бельканто искусно сочетается с благородной французской декламационностью, вокальные монологи переходят в развернутые ансамбли и грандиозные массовые сцены. По части хорового письма Мейербер особенно силен; как никто, он способен создать на сцене иллюзию живой толпы. Хоры Мейербера настолько легко ложатся на слух, настолько ярки и мелодичны, что прямо-таки искушают зал подпевать; один из секретов обожания «Гугенотов» заключается именно в эффекте участия зрителей в водовороте сценических событий. Ни Вагнер, ни Верди, ни Мусоргский не обошли стороной мейерберовские находки в области хоровой музыки. Роскошен и оркестр Мейербера, композитор умел мастерски смешивать краски, не боясь использовать дерзкие комбинации инструментов и диковинные тембры (старинная виоль д’амур в романсе Рауля). Объемная, сочная мейерберовская медь по своей красоте и мощи не отстает от вагнеровской.

Горячим поклонником «Гугенотов» был Петр Ильич Чайковский, который посещал спектакли в Париже. Свои впечатления он выразил так: «“Гугеноты” – одна из прекраснейших опер во всем лирическом репертуаре, и не только музыканту по профессии, но и всякому сколько-нибудь образованному дилетанту дорога эта превосходная музыка, с ее удивительнейшей, первенствующей между всеми произведениями подобного рода, любовной сценой IV акта, с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто-страстными мелодиями, с ее искусной музыкальной характеристикой Марселя, Валентины, религиозного фанатизма католиков и пассивного мужества гугенотов». Соглашаясь с авторитетным мнением соотечественника, Мариинский театр обогащает свой репертуар этим великолепным произведением. Христина Батюшина


Продолжительность концерта 1 час 30 минут
Концерт идет без антракта


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)