Санкт-Петербург, Мариинский-2

Электра


опера Рихарда Штрауса

Исполняется на немецком языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Виртуальная выставка «Оперы Рихарда Штрауса в Мариинском»

Исполнители

Электра – Елена Панкратова
Хризотемида – Елена Стихина
Клитемнестра – Ольга Савова
Орест – Евгений Никитин
Эгист – Олег Балашов


«Агамемнон, твой день придет! Кровь из множества глоток хлынет на твою могилу!» – смыслом жизни дочери Агамемнона, главной героини оперы «Электра», стала месть. Композитор Рихард Штраус и драматург-либреттист Гуго фон Гофмансталь разрушили гуманистическое представление об Античности как золотом веке человечества, эпохе высоких чувств и классических пропорций. Здесь «нормальна» только сестра Электры Хризотемида с ее мечтой о «простом, женском» – семье и чадородии. Остальные члены семьи далеки от «нормальности»: полубезумная Клитемнестра с преследующими ее кошмарными снами, Орест, воспитанный как убийца матери, и, конечно, сама Электра, одержимая идеей фикс и погибающая в триумфальном экстазе, едва только месть свершилась.
Электра радикальна в своем намерении отомстить; авторы оперы радикальны в выборе художественных средств. Казалось, предел взвинченности уже был достигнут Штраусом в «Саломее» (1905), но композитор пошел дальше. «Поначалу меня пугала мысль о сходстве психического содержания обоих сюжетов, и я сомневался, найду ли силы, чтобы во второй раз создать столь же мощное нагнетание», – вспоминал композитор. Силы нашлись, и по степени экспрессивности «Электра» даже превосходит свою предшественницу. Ее музыкальный язык – еще жестче и напряженнее, оркестр (111 человек!) – еще крупнее, а ведущая к кульминационному танцу драматургическая дуга – еще выше и круче. Парность опер-сестер была очевидна для Штрауса, писавшего об особом их положении в его творческом наследии: «В них я достиг границ тонально-гармонической системы, психической полифонии (сон Клитемнестры) и возможностей современного слуха». Речь идет о музыке 1908 года, но и сегодня «Электра» принадлежит к числу самых впечатляющих опер мирового репертуара, равно как и репертуара Мариинского театра. Здесь она появляется в афише один-два раза в сезон и всегда собирает отменный каст. В 2008-м спектакль претендовал на «Золотую маску» в пяти номинациях. 30 марта Электру будет петь звезда мировой оперы Елена Панкратова – первая русская певица, покорившая Байройт. Партию Электры она исполняла в Вене, Дрездене, Лионе, Неаполе, Амстердаме. Обозреватель нидерландского журнала Place de l’Opera написал о ней с восхищением: «Такая Электра – одна на тысячу».

Мировая премьера: 25 января 1909 года, Опера Земпера, Дрезден
Премьера в России и премьера в Мариинском театре: 18 февраля 1913 года
Премьера постановки: 6 мая 2007 года


Продолжительность спектакля 1 час 55 минут
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория 16+

Авторы и постановщики

Музыка Рихарда Штрауса
Либретто Гуго фон Гофмансталя

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Джонатан Кент
Художник-постановщик и художник по костюмам – Пол Браун
Художник по свету – Тим Митчел
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Андрей Понизовский, Егор Карташов
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук
Главный хормейстер – Константин Рылов

Краткое содержание

Все помыслы Электры сосредоточены на том, чтобы отомстить за смерть отца, Агамемнона, погибшего от руки жены, Клитемнестры, и ее любовника Эгиста. Она терпеливо переносит жестокое обращение матери и отчима, насмешки служанок, живет вместе с собаками и ждет возвращения брата, Ореста, надеясь, что он накажет злодеев. Когда два чужеземца приносят весть о смерти Ореста, Электра решает сама стать орудием мести и умоляет свою сестру Хризотемиду помочь ей, но Хризотемида в страхе отказывается. Это, однако, не останавливает Электру, она выкапывает спрятанный топор, которым Эгист убил Агамемнона. Появление незнакомца нарушает планы Электры. Она узнаёт в нем Ореста после того, как старые слуги бросаются к его ногам. Один из слуг призывает Ореста действовать, и они вместе входят во дворец царицы. Электра в крайне возбужденном состоянии остается сторожить у входных ворот. Из дворца доносится пронзительный предсмертный крик Клитемнестры. Когда появляется возвращающийся домой Эгист, Электра с коварной приветливостью встречает его и сообщает, что в доме у «хозяйки» два вестника, принесшие сообщение о смерти Ореста. Эгист входит во дворец, и Орест убивает его. Электра в экстатическом состоянии начинает триумфальный танец. «Кто так счастлив, как мы, тому подобает только соблюдать молчание и танцевать». Она делает еще несколько напряженных движений и затем падает замертво.


«Агамемнон, твой день придет! Кровь из множества глоток хлынет на твою могилу!» – смыслом жизни дочери Агамемнона, главной героини оперы «Электра», стала месть. Композитор Рихард Штраус и драматург-либреттист Гуго фон Гофмансталь разрушили гуманистическое представление об Античности как золотом веке человечества, эпохе высоких чувств и классических пропорций. Здесь «нормальна» только сестра Электры Хризотемис с ее мечтой о «простом, женском» – семье и чадородии. Остальные члены семьи далеки от «нормальности»: полубезумная Клитемнестра с преследующими ее кошмарными снами, Орест, воспитанный как убийца матери, и, конечно, сама Электра, одержимая идеей фикс и погибающая в триумфальном экстазе, едва только месть свершилась.
Электра радикальна в своем намерении отомстить; авторы оперы радикальны в выборе художественных средств. Казалось, предел взвинченности уже был достигнут Штраусом в «Саломее» (1905), но композитор пошел дальше. «Поначалу меня пугала мысль о сходстве психического содержания обоих сюжетов, и я сомневался, найду ли силы, чтобы во второй раз создать столь же мощное нагнетание», – вспоминал композитор. Силы нашлись, и по степени экспрессивности «Электра» даже превосходит свою предшественницу. Ее музыкальный язык – еще жестче и напряженнее, оркестр (111 человек!) – еще крупнее, а ведущая к кульминационному танцу драматургическая дуга – еще выше и круче. Парность опер-сестер была очевидна для Штрауса, писавшего об особом их положении в его творческом наследии: «В них я достиг границ тонально-гармонической системы, психической полифонии (сон Клитемнестры) и возможностей современного слуха». Речь идет о музыке 1908 года, но и сегодня «Электра» принадлежит к числу самых впечатляющих опер мирового репертуара, равно как и репертуара Мариинского театра. Здесь она появляется в афише один-два раза в сезон и всегда собирает отменный каст.


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)