Санкт-Петербург, Мариинский-2

Сельская честь

опера Пьетро Масканьи

Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)

Исполнители

Сантуцца – Екатерина Семенчук
Туридду – Юсиф Эйвазов
Лола – Екатерина Сергеева
Альфио – Роман Бурденко
Мама Лючия – Елена Витман

Авторы и постановщики

Музыка Пьетро Масканьи
Либретто Джованни Тарджони-Тоццетти и Гвидо Менаши по одноименной новелле Джованни Верги

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик, художник по свету – Aрно Бернар
Художники по костюмам – Aрно Бернар, Марианна Странска
Ответственный концертмейстер – Алла Бростерман
Хормейстеры: Никита Грибанов, Константин Рылов

В спектакле используются декорации Камиллы Дуга к опере «Сицилийская вечерня» (Мариинский театр, 2017) – дар Вероники Аткинс

Краткое содержание

В одной из сицилийских деревень в Пасхальное воскресенье.
Народ по случаю праздника собирается в церковь к обедне. Появляется крестьянка Сантуцца, мучимая ревнивыми подозрениями, что ее жених Туридду изменил ей и вновь увлекся своей прежней страстью, кокеткой Лолой, женой Альфио. Она спрашивает мать Туридду, Лючию, где жених; та отвечает, что он отправился в соседнее местечко за вином. Разговор их прерывается шумным появлением весельчака Альфио, поющего задорную песню. Одна мельком сказанная фраза Альфио, что он только что встретил Туридду возле своего дома, еще больше укрепляет Сантуццу в ее подозрениях. Она поверяет их Лючии, когда Альфио уходит. Из слов девушки становится известно, что Туридду ранее был страстно влюблен в Лолу и хотел жениться на ней, но вынужден был оставить деревню и уйти в солдаты; вернувшись и найдя свою возлюбленную замужем за Альфио, он сначала сильно тосковал, однако постепенно привязался к Сантуцце и сделался ее женихом; Лола, узнав об этом, употребила все старания, чтобы вновь завлечь Туридду. Лючия, огорченная подобным известием, идет в церковь, а Сантуцца остается ждать Туридду, намереваясь вызвать его на откровенное признание. Появляется Туридду. Сантуцца прямо приступает к нему с ревнивыми допросами; он отнекивается, изворачивается, лжет. В самый разгар их объяснений появляется Лола и, напевая песенку, иронично заговаривает с Туридду. Женщины обмениваются колкостями. Лола уходит в церковь. Эта сцена окончательно утверждает Сантуццу в ее подозрениях. Она еще более приступает к своему жениху, который теряет в итоге самообладание, отталкивает ее и уходит за Лолой в церковь. Девушка в полном отчаянии решает мстить. Сама судьба посылает к ней навстречу Альфио, которому она открывает измену его жены с Туридду. Веселость Альфио тут же сменяется порывом страшного гнева. Пылая жаждой мести, он уходит вместе с Сантуццей. Между тем обедня кончилась. Группа мужчин и женщин располагается около остерии за стаканом вина. Между ними Туридду и Лола. Царит веселье, песни, смех. Появляется Альфио. Туридду наливает вина и предлагает ему выпить вместе, тот грубо отказывается. Женщины, предчувствуя ссору, удаляются. Соперники понимают друг друга – поединок между ними неизбежен. По сицилийскому обычаю они обнимаются, причем Туридду кусает ухо Альфио. Все расходятся. Туридду вызывает свою мать, говорит ей, что ему как-то не по себе, что он хочет немного пройтись. Он просит благословить его и – в случае какого-нибудь несчастья, которое может с ним произойти, – не оставлять бедную Сантуццу. Туридду прощается с матерью, обнимает ее и быстро удаляется. Лючия поражена странным видом сына, предчувствие какой-то беды мучит ее. В тревоге она зовет Сантуццу. Вдали слышен шум, тревога, голоса постепенно приближаются. Несколько женщин прибегают с печальным известием, что Туридду зарезан. Сантуцца и Лючия падают в обморок. Все поражены.

О спектакле

Дебютная опера молодого композитора Масканьи принесла ему всемирную славу и стала эмблемой итальянского веризма. «Сельская честь» была написана для конкурса одноактных опер, организованного миланским издателем Эдоардо Сондзоньо. В основе либретто – новелла сицилийского писателя Джованни Верги, где действуют «маленькие» люди, терзаемые большими страстями. Компактный и малонаселенный шедевр Масканьи входит в число самых исполняемых опер. В Мариинском, однако, его не ставили с императорских времен (Сантуццу и Туридду на премьере в 1893 году пела чета Фигнер).

Этим летом артисты Мариинской труппы исполняли «Сельскую честь» в концертной версии в Петербурге, Москве и Владивостоке. В партии Сантуццы тогда выступила Екатерина Семенчук (артистка оттачивала роль в спектаклях Метрополитен-оперы и Оперы Сан-Франциско), а в партии Туридду – Нажмиддин Мавлянов. Премьеру новой постановки в Мариинском готовят несколько составов исполнителей. В роли Сантуццы в премьерных представлениях, помимо Екатерины Семенчук, можно будет увидеть Юлию Маточкину и Татьяну Сержан. Главная теноровая партия поручена Ахмеду Агади, Евгению Акимову и Михаилу Векуа. Образ ревнивого Альфио примерят на себя Роман Бурденко, Алексей Марков, Владислав Сулимский и Владислав Куприянов.

Готовит спектакль французский режиссер Aрно Бернар – автор масштабных и решенных в «кинематографическом» ключе версий «Сицилийской вечерни» Верди и «Девушки с Запада» Пуччини. Музыкальный руководитель и дирижер новой постановки – Валерий Гергиев.


Мировая премьера: 17 мая 1890 года, Театр Костанци, Рим
Премьера в Мариинском театре: 18 января 1893 года (на русском языке, перевод Михаила Иванова и Николая Спасского)
Премьера постановки: 25 ноября 2020 года

Продолжительность спектакля 1 час 10 минут
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория 12+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)