Санкт-Петербург, Мариинский-2

Ромео и Джульетта


балет Сергея Прокофьева

Посвящается памяти Геннадия Селюцкого

Исполнители

Джульетта – Алина Сомова
Тибальд – Данила Корсунцев
Ромео – Кимин Ким
Меркуцио – Александр Сергеев
Шут – Владислав Шумаков
Сверстница Джульетты – Мей Нагахиса
Трубадур – Василий Ткаченко


Светлой памяти Геннадия Наумовича Селюцкого (1937–2020)
Геннадия Наумовича Селюцкого, харизматичного исполнителя характерных, актерских партий в балетах Кировского (Мариинского) театра, однажды спросили, какой день он отмечает – День театра или День танца. Он не задумываясь ответил, что ему важно и то и другое. Танец был для него прежде всего театрален – наполнен не только красотой, но и смыслом, проживанием страстей. Силу испепеляющего взгляда его Абдерахмана и Великого брамина передает даже кинопленка, обычно безжалостная к сценической энергии и эмоции. От точности и красноречивости его жеста мурашки бежали по телу не только у партнеров по сцене, придирчивые балетоманы с галерки не могли оторвать глаз от застывшего в статичной позе артиста, который заполнял собой огромное пространство сцены, не исполняя никаких виртуозных трюков. Селюцкий своим появлением повышал градус спектакля, он умел создать праздник театра на сцене – когда зрители вжимаются в кресло, сопереживая персонажам, вытирая слезы сочувствия или вздрагивая от молний страстей, пронизывавших движения его героев. Публика ценила этот темперамент и ненаигранную правду чувств. Селюцкий раскрашивал пластическую партитуру полупешеходных ролей таким разнообразием оттенков, что его второстепенные по балетной логике герои порой затмевали главных.
Главных ему тоже довелось танцевать, правда – недолго. В конце далеких 1950-х, едва придя в театр после выпуска из Ленинградского хореографического училища, он подготовил Зигфрида в «Лебедином озере». Но многообещающему, прекрасно выученному, фактурному классику вскоре пришлось переключиться на игровые роли с меньшей технической нагрузкой. Все свое обаяние и желание жить в танце он вложил в них.
А что не дотанцевал на сцене, с лихвой восполнил в зале – сочиняя интересные, всегда танцевальные комбинации на уроках для воспитанников Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой и проигрывая роли принцев на репетициях со своими подопечными в театре. Помимо работы над техникой, он учил молодых артистов смотреть в глаза в дуэте, заставлял пропевать музыку, чтобы ею было наполнено тело, – он и в своих учениках творил театр, стремясь, чтобы зритель поверил их персонажам, увидел музыку в движении. А сам на спектакле, сидя в актерской ложе, на себе проверял: получилось или нет – тронуло или нет. Как Геннадий Наумович смотрел выступления своих артистов, было всегда отдельным спектаклем. Он в кресле словно каждый раз протанцовывал и проигрывал партию, выкладываясь не меньше, чем на сцене, переживая каждый шаг своих воспитанников. И как радовался их удачам, как ценил момент, когда случалось откровение!
Удач было много. Одно только перечисление имен артистов, готовивших партии с Геннадием Наумовичем, впечатляет: Фарух Рузиматов, Игорь Зеленский, Константин Заклинский, Махар Вазиев, Юлия Махалина, Игорь Петров, Дмитрий Корнеев, Андрис Лиепа, Александр Курков, Виктор Баранов, Андрей Яковлев, Игорь Колб, Данила Корсунцев, Евгений Иванченко, Леонид Сарафанов, Эрнест Латыпов, Андрей Ермаков. На юбилейные вечера Селюцкого всегда собирался весь цвет петербургского балета, поздравления летели со всего мира, ведь, помимо выращенных в театре звезд, поздравить учителя спешили и те, с кем он щедро делился секретами профессии на уроках в академии. Эти вечера для Геннадия Наумовича были поводом создать праздник: он придумывал, чем удивить зрителя, как порадовать учеников новой работой, и гордился, что в этих праздниках были задействованы разные поколения его птенцов – одни выходили на сцену, другие участвовали в качестве репетиторов и режиссеров, третьи сочиняли номера… И сегодня театрально-танцевальная вселенная Селюцкого продолжает жить на сцене, только главная ее звезда теперь не в актерской ложе, но все равно рядом, в сердце каждого, кому посчастливилось к ней прикоснуться.

Премьера – 11 января 1940 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)


Продолжительность спектакля 3 часа 20 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Сергея Прокофьева
Либретто Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева, Сергея Радлова, Леонида Лавровского по трагедии Уильяма Шекспира
Хореография Леонида Лавровского
Художник – Петр Вильямс

Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Андрей Понизовский, Егор Карташов

Краткое содержание

Действие I
Картина первая
Раннее утро. Ромео не спится. Он бродит по пустынным улицам Вероны, мечтая о любви.
Понемногу площадь заполняется народом, в кабачок приходят ранние посетители.
Домой возвращается навеселе племянник Капулетти – Тибальд.
Увидев Бенволио, племянника Монтекки, он бросается на него со шпагой и вынуждает защищаться. Тихая и мирная площадь становится ареной сражения между Монтекки и Капулетти. Скрещиваются шпаги, падают убитые.
Молодой дворянин Парис пришел просить у Капулетти руки его прекрасной дочери, юной Джульетты, но никто не обращает на юношу ни малейшего внимания. Из дома Капулетти с мечом в руке выбегает сам хозяин. Ему кажется, что его сторонники недостаточно отважны. Спешит принять участие в поединке и Монтекки. Бой разрастается.
На площади появляется герцог Вероны. Он приказывает опустить оружие и велит вывесить приказ о наказании смертью каждого, кто обнажит оружие на улицах Вероны.

Картина вторая
Юная Джульетта забавляется со своей кормилицей, которая наряжает ее к балу. Появляется мать Джульетты. Она журит дочь за детские шалости, подводит ее к зеркалу: пусть Джульетта сама убедится – она уже не ребенок, а взрослая девушка.

Картина третья
Пышно разодетые гости торжественно шествуют на бал через двор Капулетти. Среди них Парис со своим пажом.
Бенволио и верный друг Ромео, весельчак Меркуцио, уговаривают Ромео пойти на бал к Капулетти. Чтобы остаться неузнанными, молодые люди из семьи Монтекки надевают маски и отправляются на празднество.

Картина четвертая
Бал в доме Капулетти. За чопорным танцем с подушками следует чарующий танец прекрасной Джульетты. В зал входят Ромео и его друзья. Ромео поражен красотой Джульетты.
Воспользовавшись тем, что Тибальд отводит Париса от Джульетты, Ромео подходит к девушке. Он не скрывает своего восторга и восхищения. Случайно упавшая маска Ромео открывает его лицо взору Джульетты. Но Ромео узнан Тибальдом и, опасаясь возможных осложнений, спешит покинуть дом.
Джульетта все еще под впечатлением встречи с Ромео. Кто этот прекрасный юноша? Кормилица объясняет Джульетте, что пленивший ее гость – сын Монтекки, кровного врага Капулетти.

Картина пятая
Лунная ночь. Джульетта на балконе мечтает о Ромео. Появляется Ромео. Они признаются друг другу в любви и клянутся в верности.

Действие II
Картина шестая
На площади Вероны шумно и весело. Кормилица Джульетты по поручению своей юной госпожи передает Ромео записку. Юноша счастлив. Джульетта согласна быть с ним навеки.

Картина седьмая
В своей келье проводит дни патер Лоренцо. Ромео умоляет его тайно скрепить союз между ним и Джульеттой. Лоренцо обещает свою помощь, надеясь этим браком примирить враждующие семьи Монтекки и Капулетти. Появляется Джульетта. Лоренцо совершает обряд венчания.

Картина восьмая
Меркуцио, Бенволио и их друзья веселятся в кабачке. Показавшийся на мосту Тибальд замечает своих врагов и, выхватив шпагу, устремляется к Меркуцио. Ромео хочет помирить их, но безуспешно. Между Тибальдом и Меркуцио завязывается бой. Ромео пытается разнять их, но Тибальд, улучив момент, изпод руки Ромео наносит Меркуцио смертельный удар.
Гибель друга приводит Ромео в ярость. Обнажив шпагу, он вызывает Тибальда на поединок и убивает его.
Родные убитого, собравшись у его тела, клянутся в вечной мести роду Монтекки.

Действие III
Картина девятая
Ромео должен проститься с Джульеттой. Он изгнан из Вероны. В комнату врываются утренние лучи солнца. Уже пора – больше медлить нельзя! Ромео прощается с любимой.
Тщетно пытается кормилица утешить Джульетту. Появляются родители. С ними Парис. Джульетта узнает о своей свадьбе, выслушивает признания жениха, но решительно отказывается подчиниться воле родителей. После ухода Париса на девушку обрушивается град упреков. Воля Капулетти непреклонна. Джульетта в отчаянии. Она решает посоветоваться с патером Лоренцо.

Картина десятая
Келья Лоренцо. Покоренный безграничной любовью девушки к Ромео, патер дает ей снадобье: выпив его, Джульетта погрузится в сон, все решат, что она умерла, и тело ее в открытом – по обычаю – гробу отнесут в старинный склеп Капулетти. Лоренцо же известит об этом Ромео, который скрывается в Мантуе. Юноша немедленно вернется в Верону, найдет Джульетту проснувшейся и увезет с собой в Мантую, где для них наступят ничем не омраченные дни счастья.

Картина одиннадцатая
Возвратившись домой, Джульетта притворно покоряется воле родителей. Выпив напиток, она засыпает. Появляются подруги с цветами. Не найдя девушку в ее комнате, они решают, что Джульетта еще спит. Приходят ее родители, Парис. Кормилица откидывает полог у постели, и все застывают в ужасе: Джульетта мертва…

Картина двенадцатая
Осенняя ночь в Мантуе. В мрачном раздумье стоит Ромео. Вбегает Бенволио, только что прибывший из Вероны, и рассказывает о смерти Джульетты. Ромео спешит в Верону.

Картина тринадцатая
Кладбище в Вероне. Простившись с Джульеттой, все в печальном безмолвии уходят.
Темнеет. Появляется Ромео. Он не может оторвать взора от возлюбленной. Она мертва – и жизнь потеряла для него смысл. Ромео выпивает яд и падает у ног Джульетты. Джульетта просыпается и видит распростертого у ее ног Ромео. Она склоняется к нему. Губы юноши уже холодны. Кинжалом Ромео Джульетта наносит себе смертельный удар.
…На кладбище собирается народ. Старики Монтекки и Капулетти в оцепенении смотрят на мертвые тела своих детей. Молча они протягивают друг другу руки… Многолетняя вражда Монтекки и Капулетти прекращена ценою жизни двух любящих.


Балета «Ромео и Джульетта» могло и не быть. В 1934 году Прокофьев обсуждал возможность постановки в Ленинграде «Игрока» и «Огненного ангела». Тогда Адриан Пиотровский (директор «Ленфильма» и консультант ГАТОБа) выдвинул идею новой оперы и среди прочих сюжетов предложил трагедию Шекспира. Замысел «Ромео» как балета окончательно оформился к маю 1935-го.
Вторым крестным отцом этого спектакля стал Сергей Радлов. Соавтор сценария, он предложил радикальные переделки Шекспира, самая фантастическая из них – счастливая развязка.
Летом 1935-го создается партитура. За это время расстраивается постановка в ГАТОБе, инициативу перехватывает Большой театр. Для веронских влюбленных начинается бурное время: провал первого публичного прослушивания (4 октября 1935 года), переделка финала согласно Шекспиру, исполнение двух симфонических сюит из балета (сезон 1936–1937), новый контракт с ГАТОБом (теперь носящим имя Кирова), и только 11 января 1940 года – премьера спектакля.
Между тем 30 декабря 1938 года прошла премьера «Ромео» в чехословацком Брно – справочные издания числят ее мировой. Известно, что это был одноактный балет, в нем использовались лишь избранные номера (возможно, музыка двух сюит). Целиком партитура впервые прозвучала именно в Ленинграде. Здесь постановку доверили Леониду Лавровскому. Хореограф дотошно изучил веронские хроники, средневековые романы и описания старинных танцев. Главным выразительным средством он избрал драматически яркий танец-пантомиму. Присягая на верность духу Шекспира, Лавровский потребовал изъять из либретто все радикализмы, а также дописать несколько номеров и усилить оркестровку. Прокофьев сопротивлялся переделкам даже после премьеры.
Оформлял спектакль Петр Вильямс, один из лучших театральных художников эпохи. Италия Вильямса произвольно сочетала разнородные приметы Ренессанса: на веронской площади виднелся купол флорентийской Санта-Мария дель Фьоре, в эскизах костюмов угадывались портреты Боттичелли и Кранаха Старшего. Верона словно переехала на широту Ленинграда: многие рецензенты отмечали сдержанный, отнюдь не южный колорит постановки.
Первый состав исполнителей вошел в легенду, и прежде всего Галина Уланова. Полуарабеск Улановой – Джульетты стал символом недосказанности в эпоху молчания и подтекста, ее бег – волевым порывом к свободе.
Балет Лавровского и Вильямса – одно из лучших творений советского балета и редкий для театральных сочинений Прокофьева случай, когда первая постановка стала канонической. В 1946 году спектакль переехал в Большой театр вместе с Джульеттой – Улановой. В 1956 году он произвел фурор на гастролях москвичей в Лондоне и стал отправной точкой для важнейших зарубежных версий ХХ века: Аштона, Макмиллана, Нуреева, Ноймайера. В Ленинграде же спектакль возобновляли в 1975, 1983 и 1991 годах. В 2012-м его записали на DVD. Он до сих пор собирает полные залы, и трудно поверить, что музыку «Ромео» когда-то считали антибалетной, а накануне премьеры готовились к провалу. Богдан Королёк


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Прокофьев в Мариинском»


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)