Мария – Анастасия Колегова
Вацлав – Андрей Ермаков
Гирей – Данила Корсунцев
Зарема – Екатерина Чебыкина
Нурали – Григорий Попов
Трогательная утонченность облика и умение в движении передать поэзию танца определили спектр сценических ролей Нинели Петровой. Трепетная и мечтательная сильфида в «Шопениане», фея Нежности и фея Сирени в «Спящей красавице», Вечная весна в роденовском цикле Леонида Якобсона отвечали индивидуальности обладательницы красивых мягких линий. На сцене она была воплощением женственности, а ее акварельный танец дарил зрителям послевоенного Ленинграда ощущение душевной теплоты и юности.
Выпускница Ленинградского хореографического училища по классу А. Я. Вагановой, Нинель Петрова не принадлежала к числу танцовщиц, стремившихся к демонстрации виртуозности. Ее стихия – танец, раскрывающий внутренний мир персонажей чувствующих, любящих, страдающих. Первые уроки актерской выразительности Нинель Петрова получила еще в школе: на выпускном спектакле 1944 года она станцевала поставленную на нее партию Джульетты в балетном прочтении шекспировской пьесы, созданном Леонидом Якобсоном на музыку Чайковского. Хореограф не пересказывал трагедию, а концентрировался на переживаниях главных действующих лиц. За этим первым опытом, потребовавшим от юной исполнительницы эмоциональности и проникновенности, последовало создание многих драматических образов в балетах Театра им. С. М. Кирова. Фригия в якобсоновском «Спартаке», Нина в «Маскараде» Фенстера, Жизель, Джульетта в спектакле Лавровского, Дездемона в «Отелло» Чабукиани, Мария в «Бахчисарайском фонтане» Захарова, Катерина в «Каменном цветке» Григоровича – зрители любили героинь музыкальной и одухотворенной артистки, а коллеги по сцене ценили ее интеллигентность и искренность.
Завершив исполнительский путь, Нинель Александровна требовала искренности от своих воспитанников: в течение многих лет она являлась главным балетмейстером и репетитором театра «Хореографические миниатюры» и преподавала на кафедре режиссуры балета в Петербургской консерватории, передавая новому поколению традиции выразительности и культуры танца.
Премьера – 28 сентября 1934 года, Государственный академический театр оперы и балета (Мариинский)
Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Звездный час драмбалета ознаменовало появление в 1934 году в Ленинградском театре, еще не носившем тогда имени С.М. Кирова, спектакля «Бахчисарайский фонтан». В нем стремление приобщить хореографию к темам высокой литературы и ратование нового советского искусства за реалистичность выкристаллизовали новое направление развития балета.
«Бахчисарайский фонтан» рождался в атмосфере творческих дискуссий прогрессивной культурной элиты Ленинграда: профессора консерватории, авторитетного композитора и музыковеда Бориса Асафьева, определявшего в те годы художественную политику театра режиссера Сергея Радлова, дирижера Евгения Мравинского, художника Валентины Ходасевич, либреттиста Николая Волкова, критика Ивана Соллертинского. В эпицентре художественно-театральной жизни оказался и 27-летний хореограф Ростислав Захаров. Его, дебютанта в большой балетной форме, выпускника режиссерского факультета Ленинградского института сценических искусств, зарекомендовавшего себя постановками танцев в операх и пластики в спектаклях радловского Молодого театра, пригласили стать автором хореографии нового балета.
Вдохновленный недавно опубликованными «Письмами о танце» Новерра со вступительной статьей Соллертинского о действенности танца, молодой балетмейстер в новом спектакле стал переносить на балетную сцену хорошо усвоенные уроки режиссуры драмы. Танец подчас оставался на периферии внимания хореографа, балет рождался не из танца, а из действия, умело разыгранных мизансцен. В резонанс с предпочтениями постановщика вошел и актерский потенциал первых исполнителей. Выразительность назначенных на главные партии Галины Улановой и Константина Сергеева стала значительным вкладом в успех постановки. Раз и навсегда выбранный в «Бахчисарайском фонтане» творческий путь, постановка балетов-пьес, привел Захарова к признанию. Литературоцентризм стал «главной песней» Захарова и мейнстримом советского балета последующих двадцати лет. В поэтическую стихию балетного искусства, оперирующего исключительно категорией настоящего эмоционального (реального или нереального), вмещались бытовые подробности прозы. Недосказанность пушкинской поэзии требовала логических объяснений, и в «Бахчисарайском фонтане» появился новый персонаж – Вацлав, возлюбленный Марии, был включен в сюжет, чтобы подчеркнуть грань между миром, в котором была счастлива польская княжна Мария, и миром ее татарской неволи. Захаров приучил артистов к актерской работе над ролью, к неведомому им до того застольному периоду с режиссерским разбором характеров, конфликтов. И не случайно об исполнителях эпохи драмбалета нередко говорят: «Балерина – актриса, танцовщик – актер». Воплотить на сцене характеры пушкинских героев и тем самым заложить традиции актерской выразительности в советском балете стало миссией поколения 1930-1940-х. А зрителя Захаров и его единомышленники по воцарившемуся на советской сцене течению так называемого драмбалета приучили к вопросу «О чем танцуют?» Желая быть понятым, хореограф заставил зрителя думать и, порой, тем самым забыть о красноречии ненагруженного словесным подстрочником танца. Ольга Макарова
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)