Санкт-Петербург, Концертный зал

Сервилия


опера в пяти действиях (концертное исполнение)

сопровождается синхронными титрами на русском языке
Римский-Корсаков – 175

Исполнители

Сервилия – Ангелина Ахмедова
Валерий Арулен Рустик – Александр Михайлов
Старик – Павел Шмулевич
Паконий – Илья Банник
Эгнатий – Ярослав Петряник
Соран Бареа – Дмитрий Григорьев

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка и либретто Николая Римского-Корсакова

Краткое содержание

Действие происходит в Риме в 67 году новой эры.

Действие первое
Римский форум. Глашатай объявляет волю Нерона: по случаю торжеств в честь Минервы открываются театр и цирк. Толпа ликует. Но вот проносится слух о том, что в окрестностях Рима вновь появились христиане. В это время появляется священная процессия. В религиозном благоговении все падают на колени, лишь один старец продолжает неподвижно сидеть на скамье. Вдруг он обращается к народу: «Безумцы… Ваши боги – мрамора осколок». С этими словами он разбивает посохом изваяние Дианы. Народ собирается, чтобы побить его камнями. С террасы дома сенатора Сорана его дочь Сервилия в волнении следит за происходящим. Неожиданно в толпу врывается трибун Валерий и предотвращает расправу. Сервилия поражена красотой и благородством молодого трибуна. Валерий обращает свой взгляд на Сервилию, и в его сердце зажигается любовь к ней.

Действие второе
Термы Агриппы. Бесчинства и произвол, чинимые всесильным префектом Тигеллином, переполнили чашу народного терпения; сенаторы во главе с Паконием пишут письмо Нерону. Эгнатий, вольноотпущенник сенатора Сорана, должен доставить это письмо цезарю. Но Эгнатий оказывается предателем. За потайной дверью он спрятал Тигеллина и раскрыл ему тайные замыслы сенаторов. Тигеллин удивлен: что толкает Эгнатия на предательство? «…Какая страсть твой разум окрыляет? Месть?.. жажда власти?.. ненависть?..» – «Любовь», – отвечает Эгнатий.

Действие третье
Дом Сорана. Сервилия сидит за пяльцами. Соран сообщает дочери о решении выдать ее замуж за своего друга Тразею. Сервилия в отчаянии, ведь она любит Валерия. Появившийся Тразея говорит Сорану, что его приемный сын Валерий томится от любви к Сервилии. Тразея готов отказаться от Сервилии во имя счастья молодых. Приходит Валерий. Он более не может скрывать своего чувства к Сервилии. Тразея и Соран благословляют их. Счастью Валерия и Сервилии нет границ. Но радость их омрачается внезапным приходом центуриона. Сорана и Тразею именем цезаря обвиняют в измене Риму.

Действие четвертое
Дом волшебницы Локусты. Приходит Эгнатий. Он знает, что сюда должна прийти Сервилия. Сервилия приходит узнать, какая участь готовится ее отцу. Эгнатий признаётся Сервилии в любви, но она с гневом отвергает его. Тогда, объявив ей, что Валерий якобы погиб от руки убийцы, Эгнатий уходит, заперев Сервилию в логове Локусты. Сервилия хочет умереть, дабы избежать позора, но невольница Локусты, христианка Неволея, освобождает ее. После этого Сервилия также становится христианкой.

Действие пятое
Капище Венеры. Трибунал судит Сорана и Тразею. Их обвиняют в измене и приговаривают к изгнанию, а Сервилию отдают на поруки Эгнатию. B этот страшный миг появляется Валерий и, пользуясь своим правом народного трибуна, налагает вето на решение суда.
Валерия окружает ликующая толпа. Он радостно обращается к Сервилии, но счастье для нее невозможно: она обессилена и на краю гибели. Сервилия просит Валерия не мстить врагам и обратиться к Богу. Простив всех, она умирает. Потрясенные Эгнатий и народ славят единого Бога.

О спектакле

Древнеримская тема в оперном наследии Римского-Корсакова поначалу кажется полной неожиданностью, однако появление «Сервилии» далеко не случайно. Ею композитор завершает триаду опер, написанных по драмам известного поэта и драматурга Льва Мея. Помимо «Сервилии», в эту триаду входят «Псковитянка» – первая опера Римского-Корсакова – и «Царская невеста», безусловная удача авторов как с драматургической, так и с музыкальной точек зрения. Все три оперы имеют исторические сюжеты – две из национальной истории, третья – из античной, однако в русской культуре ХIX века с ее напряженным осмыслением темы самодержавия такие сюжеты воспринимались как аллюзии на отечественные реалии. Римский-Корсаков был склонен к систематической работе и к последовательному выполнению задуманного, мысль же о «Сервилии», приходила к нему неоднократно; в конце концов композитор взялся за написание либретто, невзирая на очевидные слабости выбранной литературной основы. Работа над текстом была начата в 1900 году сразу после постановки «Сказки о царе Салтане», а премьера «Сервилии» состоялась в Мариинском театре 1 октября 1902 года.

Композитор искал пространство для эксперимента, стремился выйти за пределы своего композиторского амплуа – в первую очередь, амплуа русского композитора-сказочника. Античный сюжет освобождал его от всяких «фольклорных» обязательств и позволял любые стилистические эксперименты: «Сюжет из жизни древнего Рима развязывал руки относительно свободы стиля. Тут подходило все, за исключением противоречащего явно, как, например, явно немецкого, очевидно французского, несомненно русского и т. д. Древней музыки не осталось и следов, никто ее не слышал, никто не имел права упрекнуть композитора за то, что музыка его не римская, если условие избегать противоречащего явно им соблюдено. Свобода была, следовательно, почти что абсолютно полная». Свобода, о которой пишет Римский-Корсаков, выразилась в сложной музыкальной полистилистике оперы: ее чрезвычайно интересно именно слушать, обнаруживая диалог Римского-Корсакова с различными пластами европейской музыкальной культуры. Помпезный римский колорит создан средствами, напоминающими Вагнера; кроме прямых музыкальных ассоциаций с «Лоэнгрином», «Тангейзером», «Парсифалем», вагнеровский след очевиден в развитой системе лейтмотивов. Как композитор-ученый, композитор-музыковед Римский-Корсаков, конечно, применил знания об античных ладах (фригийском, миксолидийском и др.) – разумеется, учитывая всю условность этого понятия. Еще один стилистический пласт – общеевропейский романтический интонационный язык. В характеристике главной героини Римский-Корсаков использует этот язык в его самой современной, сложной и утонченной позднеромантической версии, заставляющей вспомнить Рихарда Штрауса или Скрябина.

Слышать эту музыку в живом исполнении – редкая удача. Сценическая жизнь оперы была совсем короткой: современники приняли оперу не более чем вежливо, в советское время опера не ставилась нигде (в том числе по идеологическим причинам – из-за апологии христианства в ее сюжете). В 2016 году оперу поставили в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского, наконец, сегодня она вновь прозвучит «дома» – на сцене Мариинского театра.
Христина Стрекаловская



Почитать об истории спектакля, посмотреть эскизы костюмов и исторические фотографии можно на виртуальной выставке «Римский-Корсаков в Мариинском».


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)