Санкт-Петербург, Концертный зал

Памяти Бориса Тищенко


III Международный фестиваль арфы «Северная лира»
К 80-летию со дня рождения композитора

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Ирина Донская-Тищенко (арфа)
Софья Кипрская (арфа)
Нина Куприянова (арфа)
Татьяна Репникова (арфа)
Мария Зоркина (арфа)
Ольга Резетдинова (арфа)  
Юрий Афонькин (альт)
Анастасия Калагина (сопрано)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Иван Столбов


В ПРОГРАММЕ:
Борис Тищенко
Концерт для арфы с оркестром, соч. 69

Родион Щедрин
Concerto dolce для альта и струнного оркестра с арфой
Камерная сюита

 

О концерте

Борис Иванович Тищенко был одним из тех композиторов, которые в ХХ веке открыли новые выразительные возможности арфы. Этот инструмент как одна из важнейших оркестровых красок появился в его палитре уже в партитурах консерваторского времени (например, в Первой симфонии, которую композитор посвятил своему наставнику Виктору Волошинову).

По окончании аспирантуры в классе Дмитрия Шостаковича Борис Иванович начал преподавать в Ленинградской консерватории. На занятия по инструментовке он приглашал исполнителей, которые демонстрировали звучание своих инструментов. Так состоялась его судьбоносная встреча с будущей супругой – тогда еще студенткой консерватории, а ныне ее профессором, прекрасной арфисткой, Заслуженной артисткой России Ириной Донской. Ей композитор в дальнейшем посвятил все свои сочинения с участием арфы.

О возникновении замысла Концерта для арфы Ирина Анатольевна вспоминает: «Борис Иванович очень любил арфу. Когда он впервые пришел к нам домой, он приметил на фортепиано маленькую учебную арфу фабрики Луначарского – чисто “тренировочную”, на две-три октавы. Я лет десять как к ней не притрагивалась. Многие струны отсутствовали, а оставшиеся были полностью расстроены, но он провел по струнам и сказал: “Какой замечательный лад! Как же это интересно!” – и тут же записал ноты. Из этого звукоряда выросла первая тема арфового концерта, который он посвятил мне. Друзья называли этот концерт свадебным подарком В нем задействованы две арфы, в том числе маленькая: на ней исполнялись первая и четвертая части концерта, а на большой арфе вторая, третья и пятая. В концерте очень длинная и сложная каденция, а весь он идет 45 минут. Борис Иванович по этому поводу шутил: “Не знаю, самый ли это лучший арфовый концерт, но что самый длинный – однозначно”».

Концерт был создан в 1977 году, премьера в исполнении Ирины Донской состоялась в Малом зале Ленинградской филармонии 2 апреля 1978 года. Через два года концерт был записан на пластинку на фирме «Мелодия».

Великая арфистка Вера Дулова сравнивала концерт Тищенко с симфонией – его масштаб действительно выходит далеко за рамки традиционного инструментального концертного цикла. Музыковед Михаил Бялик отмечал, что «концерт может быть уподоблен симфонической драме, где арфе поручена главная роль».

В сочинении пять частей – они следуют друг за другом без перерыва. Музыка начинается с композиторского «автографа» – звука си-бемоль, что соответствует латинской букве B, первой в имени композитора. Простая попевка, открывающая сольную партию в первой части концерта, становится лейттемой и звучит во всех его разделах, проходя множество превращений – в стремительном Allegro второй части, «злом скерцо» третьей, прозрачном интермеццо четвертой, – но возвращается в исходный вид в последних тактах финала и замыкает его. Интермеццо – одна из интереснейших звуковых находок композитора, где на фоне звучания двух флейт и малой арфы вступает сопрано, поющее без слов.

В сольной партии – виртуозной, требующей безупречного технического мастерства, – задействованы не только традиционные исполнительские приемы, но и весь спектр новых техник: различные виды глиссандо, кластеров, «ударных» эффектов. Арфа выступает в различных амплуа, воплощая лирику и драму, скерцозное и трагическое. Мастерство композитора, раскрывшего в концерте богатейший характерный и звуковой потенциал арфы, обеспечило этому сочинению почетное место в репертуаре XX века.
Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации