Санкт-Петербург, Мариинский-2

Электра

опера в одном действии

Исполняется на немецком языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
Памяти Пола Брауна
Четвертый спектакль 21-го абонемента

Исполнители

Электра – Елена Панкратова
Хризотемида – Ольга Сергеева
Клитемнестра – Елена Витман
Орест – Михаил Петренко
Эгист – Василий Горшков


«Электра», поставленная британской командой во главе с режиссером Джонатаном Кентом в 2007 году, – редкая и желанная опера на мариинской сцене, она появляется в афише один-два раза в сезон и всегда собирает отменный каст. В 2008-м спектакль претендовал на «Золотую маску» в пяти номинациях, премию тогда вручили лучшей мариинской Электре – Ларисе Гоголевской. В прошлых сезонах слушателям запомнились новый Орест, замечательный Михаил Петренко, и приглашенные на роль главной героини Надя Михаэль и Елена Небера. Нынешний спектакль театр посвящает художнику-постановщику Полу Брауну, придумавшему грандиозные декорации к «Электре» и «Женщине без тени», – он ушел из жизни осенью 2017-го. Впервые в Мариинском Электру будет петь звезда мировой оперы Елена Панкратова.
Панкратова – первая русская певица, покорившая Байройт. На вагнеровском фестивале она выступает ежегодно с 2016 года. В 2019-м будет участвовать сразу в двух постановках: «Парсифале» и «Лоэнгрине». В творческом досье артистки – триумфы в крупнейших театрах Старого и Нового Света: Ла Скала, Венской государственной опере, Ковент-Гардене, Государственной опере Унтер-ден-Линден в Берлине, Театре Колон в Буэнос-Айресе и многих других. Сегодня в ее расписании помимо Байройта значатся выступления в мюнхенском «Тангейзере», «Фиделио» в Дрездене и «Сельская честь» в Барселоне и Чикаго, «Зигфрид» в Лондоне, новая постановка «Электры» с режиссером Дмитрием Черняковым в Гамбурге.
Партию Электры Елена Панкратова исполняла в Вене, Дрездене, Лионе, Неаполе и Амстердаме. Вот как описывает ее выступление прошлым летом в Консертгебау обозреватель журнала Place de l'Opera Петер Франкен: «Вся роль была сделана на квадратном метре, будто это театральная сцена. Биргит Нильсон умерла не так давно, и я не преувеличиваю, когда говорю, что узнаю реинкарнацию великого драматического сопрано в Электре Панкратовой. Роль целиком ей подвластна, самые сложные эпизоды она исполнила с легкостью, громко или же почти шепотом. Впечатляюще была сыграна сцена, когда она поняла, что забыла дать Оресту орудие убийства. Такая Электра – одна на тысячу».

Авторы и постановщики

Музыка Рихарда Штрауса
Либретто Гуго фон Гофмансталя

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Джонатан Кент
Художник-постановщик и художник по костюмам – Пол Браун
Художник по свету – Тим Митчел
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Андрей Понизовский, Егор Карташов
Главный хормейстер – Андрей Петренко

Краткое содержание


Все помыслы Электры сосредоточены на том, чтобы отомстить за смерть своего отца Агамемнона, погибшего от руки жены Клитемнестры и ее любовника Эгиста. Она терпеливо переносит жестокое обращение матери и отчима, насмешки служанок, живет вместе с собаками и ждет возвращения своего брата Ореста, надеясь, что он накажет злодеев. Когда два чужеземца приносят весть о смерти Ореста, Электра решает сама стать орудием мести и умоляет свою сестру Хризотемис оказать ей помощь, но Хризотемис в страхе отказывается. Ее отказ, однако, не останавливает Электру, она выкапывает спрятанный топор, которым Эгист убил Агамемнона. Появление незнакомца нарушает планы Электры. Она узнает в нем своего брата Ореста после того, как старые слуги бросаются к его ногам. Один из слуг призывает Ореста действовать, и они вместе входят во дворец царицы. Электра в крайне возбужденном состоянии остается сторожить у входных ворот. Из дворца доносится пронзительный предсмертный крик Клитемнестры. Когда появляется возвращающийся домой Эгист, Электра с коварной приветливостью встречает его и сообщает, что в доме у "хозяйки" два вестника, принесшие сообщение о смерти Ореста. Эгист входит во дворец, и Орест убивает его. Электра в экстатическом состоянии начинает триумфальный танец. "Кто так счастлив, как мы, тому подобает только соблюдать молчание и танцевать". Она делает еще несколько напряженных движений и затем падает замертво.


Мировая премьера: 25 января 1909 года, Hofoper, Дрезден
Премьера в России: 18 февраля 1913 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 6 мая 2007 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург


Продолжительность спектакля 1 час 55 минут
Спектакль идет без антрактов

Возрастная категория 16+

16 октября 2018
11 декабря 2018
7 февраля 2019
1 марта 2019
Электра
9 апреля 2019
15 мая 2019
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации