Санкт-Петербург, Мариинский-2

Саломея


опера Рихарда Штрауса

Исполняется на немецком языке (спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)

Виртуальная выставка «Оперы Рихарда Штрауса в Мариинском»
Второй спектакль 21-го абонемента

Исполнители

Дирижер –

Кристиан Кнапп

Саломея – Млада Худолей
Иоканаан – Вадим Кравец
Ирод – Андрей Попов
Иродиада – Лариса Гоголевская

Мировая премьера: 9 декабря 1905 года, Опера Земпера, Дрезден
Российская премьера: 6 июня 1924 года, Государственный академический театр оперы и балета (Мариинский) (на русском языке, перевод Сергея Левика)
Премьера постановки: 9 февраля 2017 года


Продолжительность спектакля 1 час 40 минут
Спектакль идет без антракта

Возрастная категория 16+

Авторы и постановщики

Музыка Рихарда Штрауса
Либретто композитора по одноименной пьесе Оскара Уайльда в немецком переводе Хедвиг Лахман

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Марат Гацалов
Художник-постановщик – Моника Пормале
Художники по костюмам: Роландс Петеркопс, Марите Мастина-Петеркопа (MAREUNROL'S)
Художник по свету – Александр Наумов
Художник-видеографик – Катрина Нейбурга
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук

Краткое содержание

Лунная ночь. Молодой стражник Нарработ влюбленным взглядом следит за Саломеей, пирующей с гостями царя Ирода. Паж Иродиады, пораженный необычной луной, предостерегает друга об опасности. Из подземелья раздается голос пророка, возвещающего о приходе Сына Божьего: «Когда Он придет, возликуют опустевшие жилища, слепые прозреют, глухие услышат».

Преследуемая жадными взорами отчима, Саломея покидает трапезу. Грозные речи Иоканаана пробуждают в ней любопытство, принцесса хочет взглянуть на пленника. Она нежно просит об этом Нарработа, и тот, не в силах устоять перед ее чарами, нарушает приказ тетрарха.

Иоканаан обличает Ирода и Иродиаду, погрязших в грехах и похоти, он призывает их покаяться. Вожделея его прикосновения и поцелуя, Саломея пытается приблизиться к пророку, но тот отвергает «дочь Содома». Пораженный увиденным Нарработ убивает себя. С проклятиями Иоканаан удаляется в свою темницу.

Гонимый кошмарными видениями, доведенный до истерики, тетрарх ищет падчерицу. Он предлагает Саломее вино и чудесные фрукты, место на пиру подле себя. Но она равнодушно отвергает его ухаживания. Вновь раздаются грозные пророчества Иоканаана. Иродиада просит выдать его иудеям, но Ирод боится отдать такой приказ, ибо считает Иоканаана святым. Назареяне свидетельствуют о чудесах Мессии, виденных ими. Тетрарх в надежде отвлечься от гнетущих мыслей уговаривает падчерицу станцевать для него и за это наслаждение обещает исполнить любое ее желание. Взяв с Ирода клятву, Саломея начинает танец семи покрывал.

Ирод в восторге, он спрашивает о награде. Саломея требует голову Иоканаана. Предчувствуя беду, Ирод пытается откупиться, но принцесса настаивает на своем. Тетрарх вынужден исполнить обещание. Саломея получает голову Иоканаана.


Сто с лишним лет оперные режиссеры ломают голову над вопросами: кто такие Иоканаан и Саломея, чье столкновение ведет к катастрофе, и что такое десятиминутный танец семи покрывал, который падчерица царя Ирода исполняет в кульминации оперы? Режиссер Марат Гацалов, чьи работы хорошо знакомы любителям драматического театра, дебютировал в оперном театре – и все штампы, приставшие к «Саломее» за сотню лет, решительно отменил. Нет в его спектакле ни восточного стриптиза, ни бутафорской головы на серебряном блюде, ни пальм под истомленным небом Иудеи, нет вообще никаких примет страны и эпохи. Действие происходит в утонченном дизайнерском пространстве художницы Моники Пормале, в огромных буквах-небоскребах. Солисты самоотверженно бросаются в жерло вулкана, который Рихард Штраус спрятал в «Саломее», а Валерий Гергиев и оркестр виртуозно укрощают кипящую полтора часа без перерыва музыкальную стихию.


16 октября 2018
11 декабря 2018
Саломея
7 февраля 2019
1 марта 2019
9 апреля 2019
15 мая 2019
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)