Две столицы – Вена и Париж – много лет остаются центрами музыкальной жизни Европы. Программу из произведений для флейты и с ее участием, впервые прозвучавших в этих городах, представят ансамбли солистов оркестра Мариинского театра и гости фестиваля.
«Венскую» часть программы откроет музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Адажио и аллегро фа минор, написанное для траурной мессы в память о знаменитом австрийском полководце, генералиссимусе Эрнсте Гидеоне фон Лаудоне, в оригинале предназначалось для механического органа, но позднее было переложено для духового квинтета – эта версия и прозвучит в концерте.
Квартет соль мажор, долгое время считавшийся сочинением Франца Шуберта, лишь много лет спустя был атрибутирован чешскому композитору и гитаристу Венцелю Томасу Матейке, у которого произведение носило название «Ноктюрн» и предназначалось для трио флейты, альта и гитары. Шуберт добавил к ансамблю партию виолончели, чтобы его можно было сыграть с участием графа Иоганна Карла Эстерхази – виолончелиста-любителя, и – сочинил второе трио к менуэту. Партию флейты в этом сочинении исполнит Матвей Демин, солист Тонхалле-оркестра (Цюрих).
Хотя в одном из писем Моцарт признавался, что не любит флейту и сочиняет для нее с неохотой, его флейтовые сочинения обнаруживают прекрасное знание возможностей инструмента. Среди таких сочинений – четыре квартета для флейты и струнного трио, из которых в концерте прозвучит двухчастный до-мажорный, выдержанный в галантном духе. Партию флейты исполнит Вальтер Ауэр, солист Венского филармонического оркестра.
Во втором отделении концерта, посвященном Парижу, впервые в Петербурге прозвучит музыка Клода Дебюсси к спектаклю «Песни Билитис» в ее оригинальной версии – как мелодрама, сопровождение стихов друга композитора поэта Пьера Луиса. В 1894 году Луис опубликовал цикл текстов, написанных от имени поэтессы с острова Лесбос, и выдал их за переводы с древнегреческого. Три года спустя Дебюсси положил на музыку три стихотворения, а вскоре, специально для театрализованной премьеры этой мистификации, создал расширенную версию (12 номеров) с деликатным сопровождением для «архаичного» состава – двух флейт, двух арф и челесты. Сочинение прозвучало лишь раз – в феврале 1901 года, затем Дебюсси использовал его материал для фортепианного цикла «Шесть античных эпиграфов». Партитура «Песен Билитис» долгое время считалась утерянной и была опубликована лишь в 1971 году. Флейтистка Мария Федотова вместе с Ликой Кремер, которая будет читать стихи Луиса по-французски (18+), исполняли этот цикл в Москве, на европейских фестивалях в Локенхаузе и Базеле, а теперь познакомят с ним петербуржцев. Пару к «Билитис» составит еще одна французская репертуарная редкость – музыка Жака Ибера к пьесе Шарля Вильдрака «Садовник с острова Самос», политической сатире, помещенной в античные декорации.
В 1915 году Клод Дебюсси задумал создать серию из шести сонат для нестандартных инструментальных составов, но довел замысел лишь до половины. Одна из этих сонат – для флейты, альта и арфы – завершит концерт. Партию флейты исполнит Жюльен Бодиман, солист оркестра Лионской национальной оперы, профессор Лионской консерватории.