Санкт-Петербург, Мариинский-2

Медный всадник


балет Рейнгольда Глиэра

Исполнители

Евгений – Константин Зверев
Параша – Алина Сомова
Петр I – Роман Беляков
Царица бала – Татьяна Ткаченко
Арап Ибрагим – Иван Оскорбин
Коломбина – Софья Иванова-Скобликова
Арлекин – Владислав Шумаков
Шут Балакирев – Давид Залеев

Премьера балета в хореографии Ростислава Захарова – 14 марта 1949 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Премьера балета в постановке Юрия Смекалова – 31 марта 2016 года, Мариинский театр


Продолжительность спектакля 3 часа
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Рейнгольда Глиэра
Либретто Петра Аболимова по поэме А. С. Пушкина

Хореография Ростислава Захарова, Юрия Смекалова
Постановка Юрия Смекалова
Художник-постановщик – Андрей Севбо
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Художник по свету – Александр Наумов
Художник-видеографик – Александр Логвинов

Краткое содержание

Пролог
Пустынный берег. Петр I погружен в думы о будущем России, о создании города на Неве.

Действие I
Петербург, 1824 год. На Сенатской площади у памятника Петру I народное гулянье. Дают представление бродячие артисты. Танец Коломбины и Арлекина прерывается звуками военного оркестра – через площадь марширует полк. У памятника встречаются влюбленные Евгений и Параша. В наступающих сумерках торжественно грозным кажется монумент Петру Великому. Евгений с восторгом рассказывает Параше о Петре…

Гавань Петербурга. На верфи закончена постройка корабля, идут приготовления к торжественному спуску. Основатель русского флота Петр I с гордостью осматривает новый корабль, отдает последние распоряжения. Прибывают заморские гости. Все готово для торжества. Петр перерубает канат, и корабль медленно сходит со стапелей.
По аллее Летнего сада гости идут во дворец Петра I на ассамблею. Петр представляет своего крестника, вернувшегося из Франции Ибрагима, красавице, признанной на ассамблее «царицей бала». Государь открывает подаренный голландскими моряками глобус с моделью нового корабля. В разгар общих танцев Меншиков затевает игру – оказавшийся без дамы должен выпить кубок большого орла. Гости расходятся далеко заполночь.
Оставшись один, Петр мечтает о том, каким станет город, заложенный в устье Невы.

Действие II
Осень 1824 года. В домике на берегу Васильевского острова живет Параша с матерью. В саду под сенью ивы она с подругами водит хоровод. Мать Параши показывает, как плясали в старину. Девушки гадают. Евгений, прячась за ивой, любуется их танцами.
Евгений и Параша мечтают о тихом семейном счастье. Девушки дарят влюбленным свадебные венки из осенних листьев.
Вдруг поднимается ветер, небо затягивают тяжелые тучи – приближается непогода. Евгений прощается с Парашей и спешит домой, пока не сняты с Невы мосты.

Комната Евгения. Евгений вспоминает о свидании с любимой, все его мысли о свадьбе.
А за окном бушует непогода, надвигается наводнение. Тревожась за Парашу, домик которой стоит у самого залива, Евгений спешит к возлюбленной.

Действие III
На набережной толпа испуганных горожан наблюдает за тем, как быстро поднимается вода в Неве. Река выходит из берегов. Евгений в отчаянии – путь к Параше отрезан. Взобравшись на каменного льва, он с ужасом наблюдает картину наводнения. Обезумев от тоски и страха, Евгений бросается в воду в надежде переправиться через бушующую Неву к домику Параши.

Буря утихла. На том месте, где еще вчера жила Параша, нет ни старого домика, ни калитки, ни людей – только одиноко поникла сломанная ива. Потрясенному горем Евгению чудится, будто вновь появляется его любимая. Евгений теряет рассудок.

Над безумным Евгением насмехаются мальчишки. На месте недавнего свидания с Парашей Евгений с ненавистью смотрит на Медный всадник, считая Петра, основавшего город на Неве, виновником своих несчастий. Евгений слышит за собой тяжелый топот величественного всадника и вступает с ним в смертельную схватку. Не в силах бороться Евгений падает мертвым.

Эпилог
Заложенный Петром город преобразился, а петербуржцы, как и прежде, мечтают о любви и счастье…


Возвращение на сцену забытых, некогда любимых публикой спектаклей – тренд Мариинского балета последних лет. Появление в репертуаре «Медного всадника» – продолжение этого курса. Но если раньше старые балеты восстанавливали, скрупулезно реконструируя тексты по архивным записям или воспоминаниям танцевавших эти спектакли артистов, то на сей раз антиквариат решили адаптировать к современности. В новом «Медном всаднике» сохранена хореографическая конструкция спектакля Ростислава Захарова, созданного в 1949 году: те, кто выходил на сцену в этом балете в 1980-е, показали сегодняшним артистам свои партии. А танцевальную скромность того драмбалетного спектакля до соответствия интересам современных исполнителей и привычкам нынешних зрителей довел Юрий Смекалов – прыжков и сложных пируэтов в хореографическом тексте стало больше. «В своей постановке я стараюсь сохранить хореографическую мысль Захарова, но хочу показать ее в новом ракурсе, чтобы спектакль обрел актуальность для сегодняшней публики», – говорит постановщик. Если танцы подверглись обновлению лишь частично, то в убранстве сцены полностью отказались от решений спектакля сталинского времени, а многое из того, что зрители середины ХХ века домысливали, отдаваясь патетике музыки Глиэра, сегодня прорисовывается компьютерной графикой. Патину времени с антикварного сувенира сняли, придав «Медному всаднику» современный лоск. Ольга Макарова


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)