Ширин – Олеся Новикова (1-е действие), Елена Евсеева (2-е действие), Кристина Шапран (3-е действие)
Ферхад – Тимур Аскеров (1-е и 2-е действия), Андрей Ермаков (3-е действие)
Мехменэ Бану – Екатерина Кондаурова (1-е действие), Виктория Терёшкина (2-е действие), Анастасия Матвиенко (3-е действие)
Визирь – Александр Романчиков
Друзья Ферхада: Виктор Кайшета, Раманбек Бейшеналиев, Ярослав Пушков, Вячеслав Гнедчик
Танец золота – Рената Шакирова
Шут – Давид Залеев
Пятьдесят лет назад Реджепмырат Абдыев вышел на сцену Мариинского (тогда Кировского) театра выпускником Ленинградского хореографического училища имени А.Я. Вагановой. У него уже был диплом Ташкентского хореографического училища и даже главные партии в спектаклях театра оперы и балета города Ашхабада значились в его послужном списке, но стремление к совершенству привело молодого артиста в Ленинград, в школу на улице Зодчего Росси. После окончания училища уже самое начало карьеры, работа в Малом театре оперы и балета, принесла Абдыеву признание. Роль Пастуха в балете Наталии Касаткиной и Владимира Василёва «Весна священная» подарила не только радость творческого поиска, но и заслужила высокую оценку авторитетных коллег – работа артиста была отмечена первой премией Всероссийского фестиваля музыкальных театров. А дальше последовал многолетний поиск совершенства в спектаклях Театра имени Кирова. Романтичные Альберт, Зигфрид и Дезире, темпераментные Базиль, Али Батыр и Абдерахман, партии в классических спектаклях и в современных – Реджепмырат Абдыев перетанцевал огромный репертуар в Кировском театре. В этом разнообразии ролей к каждой он искал свой ключ, стремясь не только к совершенству техническому, а стараясь дойти до самой сути персонажа. Теперь в роли балетмейстера-репетитора он учит этому своих воспитанников, раскрывая индивидуальность артистов и требуя от них интерпретации образов. Поиск совершенства продолжается. Его результаты уже отмечены двумя гран-при и золотой медалью подопечных Реджепмырата Абдыева на Международном конкурсе артистов балета в Москве. И каждый вечер зрители своими аплодисментами дают оценку кропотливого и вдумчивого труда артистов и репетитора, а среди учеников Абдыева немало зрительских любимцев.
Ольга Макарова
Премьера: 23 марта 1961 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 3 часа
Спектакль идет с двумя антрактами
«Легенда о любви» в театре имени С. М. Кирова (ныне Мариинском) стала вторым по счету спектаклем молодого ленинградского балетмейстера Юрия Григоровича, спектаклем, изменившим его судьбу и судьбу советского балета. Как и «Каменный цветок» – свой первый спектакль на Кировской сцене, – «Легенду о любви» Григорович создал в содружестве с Симоном Вирсаладзе. Декорации художник выполнил в виде раскрытой старинной книги, страницы которой покрыты арабской вязью. Герои «Легенды» словно сходят к нам со страниц этой книги – гордая и беззаветно любящая царица Мехменэ Бану, своей небывалой красотой заплатившая за исцеление умирающей сестры Ширин, художник Ферхад, плененный юной и грациозной Ширин и отвергнувший любовь Мехменэ Бану…
Массовые сцены шествий и танцев придворных сменяются полным нежности дуэтом Ферхада и Ширин, который в свою очередь звучит вызывающим контрастом горестно-неистовому хореографическому монологу Мехменэ Бану. Драматична подчеркнутым ритмом сцена погони Мехменэ Бану за Ферхадом и Ширин, которые бежали из дворца, чтобы спасти свою любовь. А внутренняя жизнь героев и те мучительные испытания духа, через которые заставила их пройти любовь, раскрыты в скрепляющих три акта балета трио Мехменэ Бану, Ферхада и Ширин: действие словно останавливается и луч высвечивает на сцене только главных героев.
Хореографический текст спектакля основан на классике. Но классические па словно увидены сквозь призму ориентального сюжета – характерные позировки рук, варьирующие пластические мотивы персидских миниатюр, прихотливая вязь движений сродни кружеву букв арабского алфавита. В 1961 году этот балет вернул на сцену Мариинского театра симфонический танец, так роднивший Григоровича с мастером ушедшего столетия – Мариусом Петипа, автором больших танцевально-симфонических полотен.
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)