Санкт-Петербург, Концертный зал

Бах. Верди


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Кристоф Барати (скрипка)

Татьяна Сержан (сопрано)
Ольга Бородина (меццо-сопрано)
Отар Джорджикия (тенор)
Станислав Трофимов (бас)

Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра

Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Себастьян Бах
Партита для скрипки соло № 2 ре минор, BWV 1004

Джузеппе Верди
Реквием

О концерте

Реквием Верди – единственное крупное сочинение итальянского мастера музыкальной драмы, созданное не в оперном жанре, – вошел в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы. На рубеже 1860–70-х годов Верди пережил потерю целого ряда дорогих ему людей: в 1867 году умер его отец, год спустя – Джоаккино Россини. Непосредственным же поводом для создания Реквиема стала кончина писателя Алессандро Мандзони, чью личность и творчество Верди высоко ценил. «Я глубоко опечален смертью нашего Великого Человека! – писал композитор. – Я приеду посетить его могилу с тем, чтобы предложить нечто, дабы почтить его память». Этим грандиозным памятником стала заупокойная месса, впервые исполненная в годовщину смерти Мандзони 22 мая 1874 года в миланской церкви святого Марка под управлением самого автора. Через несколько дней Реквием был повторен с огромным успехом в театре «Ла Скала», а затем – в Париже, Вене, Петербурге и других городах.
Традиционную структуру католической службы Верди насытил чисто романтической экспрессией. По стилю Реквием примыкает к «Аиде», над которой композитор работал в эти же годы. Родственный круг музыкальных образов, отличающихся подчеркнуто яркой и выпуклой обрисовкой, музыкально-театральные формы (ариозо, дуэты, трио, квартеты) сообщают сочинению черты оперной выразительности. Благодаря этому Реквием занял прочное место в репертуаре театральных и концертных залов.
Верди разделил канонический текст на семь частей.№ 1 Requiem aeternam (Вечный покой) выполняет роль пролога. Хор вполголоса произносит слова молитвы. Горестные вздохи перерастают в кроткую, просветленную мелодию. Ее проникновенному звучанию контрастирует мужественный, энергичный эпизод Te decet hymnus (Тебе подобает песнь). Kyrie eleison (Господи помилуй) начинается широкой свободной фразой тенора, к которому постепенно присоединяются другие солисты и хор. Спокойное, умиротворенное заключение номера особенно подчеркивает трагический характер следующей части.
№ 2 Dies irae (День гнева) – главный, наиболее конфликтный и широко разработанный номер в Реквиеме. Мрачная поэзия средневекового гимна вдохновила Верди на создание эффектной живописной картины Страшного суда. Основная тема этого номера будет неоднократно возвращаться на протяжении сочинения, выполняя функцию своеобразного memento mori. Составляющие эту часть эпизоды более всего напоминают оперные сцены. Эпизод Tuba mirum (Дивный глас трубы) открывается грозными фанфарами восьми труб (четыре из которых звучат за сценой). В момент наивысшего напряжения вступает сурово-величественная фраза хора, которая обрывается резко и неожиданно, сменяясь приглушенным, замирающим соло баса в ритме похоронного марша.
В последующих номерах на первый план выходят солисты, создавая галерею человеческих образов, по-разному реагирующих на жизненные испытания. Заключительный эпизод – квартет с хором Lacrymosa dies illa (День слез) – один из самых проникновенных в музыке Верди. В трех последующих частях господствуют светлые настроения.№ 3 Offertorio (Приношение даров) представляет собой декоративно созерцательный квартет солистов.№ 4 Sanctus (Свят) – мастерски построенная полифоническая пьеса, воспевающая пафос созидания.№ 5 Agnus Dei (Агнец Божий) – сдержанный, отрешенный дуэт женских голосов, вариации в старинном стиле на необычную тему в духе средневекового церковного песнопения. В сравнительно небольшом№ 6 Lux aeterna (Вечный свет), построенном на контрасте света и тьмы, постепенно возвращаются настроения первой части.№ 7 Libera me (Освободи меня, Господи) – грандиозный по своим масштабам эпилог Реквиема. Он открывается страстным, выразительным речитативом сопрано; затем проходят основные темы Dies irae и Requiem aeternam. Однако Верди не заканчивает свое сочинение традиционной молитвой о вечном покое. Реквием завершается монументальной фугой с темой героического, волевого характера, которая звучит как гимн мужеству, силе человеческого духа.
Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход