В 1953 году в числе фигурантов знаменитого «дела врачей» оказался композитор Мечислав (или Моисей, как его звали в СССР) Вайнберг. Его первая жена Наталья Вовси была не только дочерью великого актера и худрука Государственного еврейского театра Соломона Михоэлса, но и племянницей главного терапевта Советской армии Мирона Вовси. Композитор был арестован в феврале 1953 года и освобожден после смерти Сталина, в том числе благодаря ходатайству, написанному Шостаковичем.
Вайнберг родился в Варшаве, обучался в Варшавской консерватории, а в 1939 году бежал из оккупированной Польши, лишившись разом и родины, и семьи: все его родственники погибли во время холокоста. Новая семья во главе с Соломоном Михоэлсом сыграла в творческой судьбе музыканта значительную роль, сопоставимую с ролью Шостаковича, с которым Вайнберг познакомился в ташкентской эвакуации.
Тридцать лет спустя эти впечатления отозвались сочинением оперы на сюжет из пьесы Шолом-Алейхема «Мазл тов!». Когда-то реб Алтер (главный персонаж пьесы) был коронной ролью Михоэлса на сцене ГОСЕТа, и наверняка Вайнберг видел эпохальную постановку в декорациях Марка Шагала. Вместе с тем опера посвящена Шостаковичу, который застал – и благословил – начало работы над произведением.
Жанровую уникальность оперы определяет балансирование между шостаковичевской серьезностью и михоэлсовской национально окрашенной трагикомичностью, а ее сюжет явно тяготеет к водевилю. Главные действующие лица образуют традиционный квартет: девица Фрадл (сопрано), вдова Бейля (меццо-сопрано), лакей Хаим (баритон) и реб Алтер (тенор) – альтер эго Шолом-Алейхема, «книгоноша, около сорока лет, вдовец, может быть, старый холостяк. Одна половина лица смеется, другая плачет. Носит грязную манишку и потрепанный котелок» (Шолом-Алейхем). Действие происходит на господской кухне и неотвратимо движется к двойной помолвке (Фрадл и Хаима, Бейли и Алтера), а сама хозяйка – Мадам – «появляется только на минуту в последней сцене». Вайнберг сам написал либретто, практически не меняя слога Шолом-Алейхема и сохранив колорит местечковой речи, изобилующей приговорками и пословицами, а также искренними, но тривиальными нежностями.
Сегодня сочинения Вайнберга – автора двадцати шести симфоний, семнадцати квартетов и семи опер – исполняются ведущими артистами и коллективами по всему миру. В 2016 году в репертуар Мариинского театра вошла опера Вайнберга «Идиот» по Достоевскому. Теперь пришло время и шолом-алейхемовской «Поздравляем!».
Юлия Бройдо