Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга
Хормейстер – Игорь Грибков
Детская студия Мариинского театра
Хор начальной школы Хорового училища имени М.И. Глинки
Хормейстеры – Елена Звегинцова, Дмитрий Шишкин
Концертмейстеры – Людмила Ралко, Ирина Балло
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Иван Столбов
Первое исполнение в Терезиенштадте (Терезинское гетто, Чехия): 23 сентября 1943 года
Премьера в Мариинском театре и премьера постановки: 23 февраля 2017 года
Продолжительность спектакля 55 минут
Спектакль идет без антракта
В 1938 году поэт Адольф Хоффмайстер и композитор Ганс Краса по заказу Пражской национальной оперы написали детскую оперу под названием «Брундибар» (чеш. «шмель»). Произведение должно было иметь воспитательное значение, рассказывая о всепобеждающей справедливости, о добре, одерживающем верх над злом, и о значимости уважения к людям. Впоследствии постановка была отменена в связи с оккупацией Чехословакии нацистами и изменившейся политической обстановкой.
В 1941 году в детском приюте «Хагибор» в Праге начались первые репетиции оперы. К июлю 1943 года практически все дети из первого состава хора и сотрудники приюта попали в концлагерь Терезиенштадт, где уже находился композитор Краса. Вовремя покинуть Прагу удалось лишь автору либретто Хоффмайстеру. Воссоединившись в Терезиенштадте с членами труппы, Краса воссоздал всю партитуру оперы по памяти, с опорой на сохранившийся у него отрывок клавира. В новой оркестровке были использованы имевшиеся в лагере инструменты: флейта, кларнет, гитара, аккордеон, фортепиано, ударные, четыре скрипки, виолончель и контрабас.
В 1943 году премьера «Брундибара» состоялась в Терезиенштадте. В опере рассказывается история брата и сестры – Анечки и Пепичека. Их мать больна, и врач говорит им, что ей для выздоровления необходимо молоко. Дети отправляются на рынок, чтобы заработать там немного денег, выступая перед прохожими, но злой шарманщик Брундибар прогоняет их прочь. Однако с помощью бесстрашного Воробья, проницательной Кошки, мудрого Пса и городской детворы им удается прогнать самого Брундибара и спеть на рыночной площади.
В условиях концлагеря звучащая в опере идея торжества добра над злом обретала новый смысл. Для первых исполнителей «Брундибар» служил символом надежды в борьбе против нацистских захватчиков и надежды на скорое освобождение. В опере нет прямых отсылок к действительности, в условиях которой она была написана и поставлена, но антинацистская направленность определенных фраз и всего произведения очевидна. Хотя либретто создано Хоффмайстером еще до гитлеровского вторжения, по крайней мере одна строчка была переделана поэтом Эмилем Саудеком в Терезиенштадте с целью подчеркнуть идею борьбы с нацизмом. Там, где в исходной версии говорилось: «Кто любит мать, отца и родину, тот нам друг и может с нами играть», – в версии Саудека мы слышим: «Кто любит справедливость, остается верен ей и не боится, тот нам друг и может с нами играть».
В течение следующего года опера про победу беззащитных детей над шарманщиком-тираном была показана 55 раз. В 1944-м состоялся специальный показ «Брундибара» для представителей Красного Креста, прибывших для обследования условий жизни в лагере. Позже, в том же году, исполнение оперы было заснято в нацистском пропагандистском фильме Der Führer schenkt den Juden eine Stadt («Фюрер дарит евреям город»). После того как съемки закончились, все участники терезиенштадтской постановки были отправлены в Освенцим (Аушвиц). С 1970-х годов опера «Брундибар» получила широкое распространение на театральной сцене и всегда посвящается памяти детей, ставших жертвами военных преступлений и террористических актов в мирное время.
Исполняется с разрешения Boosey & Hawkes Music Publishers Limited
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)