Санкт-Петербург, Концертный зал

Губайдулина. «О любви и ненависти»


РОССИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Наталья Павлова (сопрано)
Михаил Векуа (тенор)
Владимир Мороз (баритон)
Михаил Петренко (бас)

Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
София Губайдулина
Оратория «О любви и ненависти» (российская премьера)

О концерте

Оратория Софии Губайдулиной «О любви и ненависти» была закончена в 2016 году и впервые прозвучала в таллинском концертном зале «Эстония» 14 октября того же года под управлением Андреса Мустонена – дирижера, который часто исполняет музыку Губайдулиной и которому сочинение посвящено. 30 октября 2016 года «О любви и ненависти» исполнили в Дрездене, в Опере Земпера (дирижер – Омер Меир Веллбер). Между этими датами – 24 октября, в юбилей композитора, – в Москве состоялась премьера камерного варианта под названием «Простая молитва». Спустя два года Валерий Гергиев познакомил публику роттердамского фестиваля с новой версией оратории – девятичастной композицией для квартета солистов, смешанного хора и симфонического оркестра. Эта редакция и будет исполнена в Мариинском театре.

Работа над ораторией продолжалась около двух лет. Импульсом к ее созданию стало впечатление от молитвы, прочитанной Губайдулиной в сборнике ирландских молитв бенедиктинского монастыря. Опубликованный на немецком языке в 1912 году текст, несмотря на анонимность автора, традиционно приписывается Франциску Ассизскому. По признанию Софии Асгатовны, особенно потрясла ее постановка вопроса о любви: «Помоги мне, Господи, не столько искать утешения, сколько самому утешать, не столько искать понимания, сколько самому понимать, не столько искать любви, сколько самому любить». В апреле 2015 года в знаменитой дрезденской Фрауэнкирхе состоялась премьера написанного по заказу Дрезденской государственной капеллы вокально-симфонического сочинения Губайдулиной «О приди, Дух Святой», в оратории оно занимает место финальной, девятой части.

Для Софии Асгатовны творчество неразрывно связано с духовной жизнью; в одном из интервью она сказала, что считает задачей художника «соединить землю и Небо»: «Я понимаю религию в буквальном смысле этого слова. То есть религио, восстановление легато, лиги, восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей». Оратория «О любви и ненависти» – это сочинение композитора-богослова, композитора-христианина, ставящего самые болезненные, самые трудные религиозно-философские вопросы, вопросы вечные, но особенно обострившиеся в современном мире с его возрастающей политической и религиозной конфронтацией. Универсальность поставленных вопросов отражается в многоязычии оратории: Губайдулина скомпилировала молитвы из разных источников, в том числе из молитвослова и из Библии, и создала, по ее собственному выражению, «полифонию языков», в первую очередь русского и немецкого. В восьмой части «простая молитва» Франциска звучит одновременно на нескольких языках – «свободный выбор языка», сказано в ремарке.

Дрезденский музыковед Вольфганг Менде сказал об оратории так: «Устремленность к Богу, любовь к ближнему, жажда справедливости и возведение ее в степень ненависти, эротическая любовь, гнев Божий – кажется, что все это тесно взаимосвязано здесь, не сливаясь тем не менее в одно. Решением этого парадокса может быть религиозная концепция, в которой добро и зло не отделены друг от друга, а становятся обусловливающими друг друга противоположностями. Обещание спасения немыслимо без мученичества Христа на кресте, Божья любовь – без Божьего гнева, действие Святого Духа – без опыта горя и ненависти. Таким образом, оратория со всей своей символикой представляет идею “диалектической” Троицы, чья духовная сила связана с противодействующим импульсом. Любовь не дается просто как Божий дар или чудо. Постичь ее может только тот, кто готов терпеть унижения и страдания – и ненависть».
Христина Стрекаловская

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации